Меню
8 (800) 555-80-32
+7 (995) 000-11-33

Керамическая отделка метрополитена: турне по «подземке»

Миллионы людей во всём мире ежедневно используют метрополитен, не задумываясь, какие сокровища  спрятаны в подземных городах. И это отнюдь не золото, бриллианты или залежи нефти. Есть станции метро, на стенах которых можно увидеть настоящие произведения искусства, а есть такие, которые удивляют простотой керамической отделки, но в то же время гениальностью исполнения и философским значением.

Для того чтобы увидеть подлинную красоту в приевшемся и обыденном, необходимо взглянуть вокруг не с позиции человека, опаздывающего на работу и думающего о тысячах будничных задач, а глазами туриста с жадностью ищущего для себя новые открытия. Чтобы рассмотреть керамическую отделку станций метрополитена, мы совершим небольшое путешествие в разные страны.

Отправная станция путешествия – самая воздушная станция московского метрополитена «Маяковская», открытая в 1938 году. Она изо дня в день заставляет людей поднимать в небо опущенные взгляды. Причиной тому тридцать четыре сюжетных мозаичных панно на потолке станции, выполненные талантливым мозаичистом Владимиром Александровичем Фроловым по эскизам художника Александра Александровича Дейнеки. Это необыкновенная монументалистика эпохи соцреализма с несвойственной свободой и лёгкостью. Все сюжеты изображены на фоне неба разных оттенков, передающих время суток. Комплекс мозаичных произведений  отображает сутки из жизни Страны Советов. Станция признана памятником архитектуры и объектом культурного наследия.

Мозаичное панно, станция метро «Маяковская», Москва. В.А.Фролов, А.А.Дейнека, 1938 г.Мозаичное панно, станция метро «Маяковская», Москва. В.А.Фролов, А.А.Дейнека, 1938 г.

Мозаичное панно, станция метро Маяковская», Москва. В.А.Фролов, А.А.Дейнека, 1938 г.Мозаичное панно, станция метро «Маяковская», Москва. В. А. Фролов, А. А. Дейнека, 1938 г.

Из России мы отправляемся в столицу Швеции – Стокгольм. Стокгольмский метрополитен заслуженно можно назвать самым необычным и разноплановым. Одновременно он являет собой пристанище уличного искусства, макеты красот природных пейзажей, обитель философских размышлений и свободомыслия, поле для забавных детских рисунков и холст для изображения реалий жизни. Останавливаемся на станции «Университет». Это самое интересное место шведской «подземки» с точки зрения керамической отделки. Проект выполнен Франсуазой Шейн в 1975 году. На стенах расположено 12 плиточных панно, раскрывающих тему природы и экологических проблем в мире. Это невероятные сюжеты, сочетающие игру красок и художественную ценность, научную информацию и философские рассуждения о будущем человечества.

Керамическое панно, станция метро «Университет», Стокгольм. Ф. Шейн, 1975 г.Керамическое панно, станция метро «Университет», Стокгольм. Ф. Шейн, 1975 г.

Керамическое панно, станция метро «Университет», Стокгольм. Ф. Шейн, 1975 г.Керамическое панно, станция метро «Университет», Стокгольм. Ф. Шейн, 1975 г.

Фрагмент керамического панно, станция метро Университет, Стокгольм. Ф.Шейн, 1975 г.Фрагмент керамического панно, станция метро «Университет», Стокгольм. Ф. Шейн, 1975 г.

Стену вдоль рельс покрывают керамические плитки с буквами. Каково их значение и есть ли оно вообще? Эта загадка переносит нас во Францию.

Декоративная отделка станции «Конкорд» в Париже была обновлена в 1991 году. У непосвящённых туристов она вызывает недоумение, кажется абсолютной бессмыслицей. Это лаконичные белые керамические плитки с буквами синего цвета. На самом же деле это текст Декларации прав человека и гражданина от 1789 года. Идея оформления и её воплощение принадлежит также Франсуазе Шейн.

Керамическая облицовка, станция метро «Конкорд», Париж. Ф. Шейн, 1991 г.Керамическая облицовка, станция метро «Конкорд», Париж. Ф. Шейн, 1991 г.

В Париже есть ещё одна станция, вызывающая желание погружаться в мир искусства керамики. Станция «Льеж» открыта с 1911 года, но в 1982 году была переоформлена. Идея декора зародилась в рамках культурного обмена между Францией и Бельгией. Восемнадцать керамических панно отправляют в путешествие по бельгийскому городку Льеж и его окрестностям. Мы видим гармонию городских и провинциальных пейзажей в тёплых оттенках со свойственным шармом французской живописи.

Керамическое панно, станция метро Льеж, Париж. М.-К. Вап Вюшелан, Д. Иктер, 1982 г.Керамическое панно, станция метро Льеж, Париж. М.-К. Вап Вюшелан, Д. Иктер, 1982 г.

Керамическое панно, станция метро Льеж, Париж. М.-К. Ван Вюшелан, Д. Иктер, 1982 г.Керамическое панно, станция метро Льеж, Париж. М.-К. Ван Вюшелан, Д. Иктер, 1982 г.

Дорога по привлекательнейшим местам керамического искусства в отделке метрополитена ведёт наш поезд в Италию. Здесь, в Неаполе можно увидеть станции, которые полностью погружены в мозаику, начиная от входа в «подземку» и заканчивая тоннелем. Удивительным произведением является станция «Толедо». Спускаясь на станцию, появляется ощущение прыжка в синие воды океана с большим количеством пузырьков воздуха, а купол вверху создаёт  иллюзию неба.

Мозаичная отделка, станция метро «Толедо», Неаполь. О. Т. Бланка, 2012 г.Мозаичная отделка, станция метро «Толедо», Неаполь. О. Т. Бланка, 2012 г.

Следующая остановка в Португалии предполагает любование красотами национального искусства азулежу. Можно увидеть эти великолепные шедевры керамики в разных сюжетных и цветовых вариациях. Но мы останавливаемся на станции лиссабонского метрополитена «Зоопарк». Роспись по керамике своими лёгкими, словно акварельными, детскими рисунками животных нас переносит в мир фантазий, сказок и грёз.

Керамическая облицовка, станция метро «Зоопарк», Лиссабон. М. Кеил, 1959 г.Керамическая облицовка, станция метро «Зоопарк», Лиссабон. М. Кеил, 1959 г.

Путешествие приводит в турецкое метро, радующее глаз свойственными восточными орнаментами. В Стамбуле часто встречаются панно национального характера с изображением людей в национальной одежде и пейзажей с мечетями. Город является крупным портом, поэтому вторым популярным мотивом стала морская тематика: корабли с цветными парусами, разнообразные рыбы и морские обитатели, синева волн и карты морских путешествий.

Керамическое панно, станция метро Сиркеджи, Стамбул. 2006 г.Керамическое панно, станция метро Сиркеджи, Стамбул. 2006 г.

Следующий пункт назначения – Венгрия. Поезд подъезжает на открытую в 2014 году станцию «Сент-Геллерт тер» в Будапеште. Зал станции покрыт керамической мозаикой с рисунком огромных закручивающихся полос. Миллионы маленьких кусочков разных цветов образуют своего рода тоннель, стирающий границы потолка и стен, изменяющий восприятие размеров и форм, а также создают иллюзию движения вокруг.

Мозаичная облицовка, станция метро «Сент-Геллерт тер», Будапешт. 2014 г.Мозаичная облицовка, станция метро «Сент-Геллерт тер», Будапешт. 2014 г.

В конце своего путешествия возвращаемся обратно в Москву. На станцию «Белорусская» с очень символичной керамической облицовкой стены. Здесь можно увидеть панно из азулежу дарованное Лиссабоном в честь 850-летия столицы. Сюжет отражает многонациональность, связь народов между собой и переплетение культур.

Панно азулежу, станция метро «Белорусская», Москва. Г. МораишПанно азулежу, станция метро «Белорусская», Москва. Г. Мораиш

Несмотря на технологичность современного метрополитена, новые веяния в искусстве, керамика, как и прежде, занимает лидирующие позиции в области облицовки и украшения станций. Независимо от того, находитесь ли вы в своём родном городе или путешествуете по миру, обязательно оглядывайтесь вокруг, чтобы не упустить красоты повседневных вещей. Очень часто привычные вещи хранят в себе самую большую ценность, как мы это увидели на примере керамической облицовки станций метро разных стран.

Наши работы на карте

Popup content