Меню
8 (800) 555-80-32
+7 (995) 000-11-33

Мауриц Корнелис Эшер: логические парадоксы и иллюзии в рисунках изразцов и мозаике

Рисунок на изразцах ручной работы – это творческое отражение внутреннего мира художника, оплот его мыслей и воображения, передача настроения и чувств. В красках и линиях оживает тщательно выношенная задумка или сиюмоментное внутреннее состояние. Поэтому глубокое удивление и восторг вызывает рисунок изразцов, основанный на выверенных закономерностях и научных принципах.

Речь идёт о необычном подходе к своему творчеству Маурица Корнелиса Эшера. Нидерландский художник придал исследовательский характер своим гравюрам, литографиям и орнаменту керамических изразцов и мозаики. При создании своих работ художник оперировал математическими понятиями бесконечности и симметрии, а также психологическими особенностями восприятия трёхмерных объектов.

Творчество Маурица Эшера многогранно как в идейном плане, так и в использовании средств. В арсенале его работ есть ксилографии, литографии, гравюры, мозаики и другие виды изображений. Мастер в своей работе охватил различные материалы. Его фантазии и эксперименты воплотились в  дереве, металле, керамике.

Появление рисунков Маурица Эшера на изразцах и мозаике

Мауриц Эшер приходит к необычному виду реализации научного познания не в самом начале творческого пути, а только лишь в возрасте 39 лет. От изображения пейзажей он переходит к геометрическим рисункам, вдохновившись мавританскими узорами в стенах испанской Альгамбры. Но восточный рисунок на изразцах привлекает его внимание под необычным углом зрения. Находясь под впечатлением от увиденных орнаментов, художник увлекается заполнением плоскости.

Керамическая плитка для замощения плоскости по мотивам работ М. ЭшераКерамический элемент замощения плоскости по мотивам работ М. Эшера

Первые эксперименты Маурица Эшера воплощаются в литографиях. Художник опирается на научные математические статьи и черпает в них идеи. Спустя некоторое время автор становится широко известным. Первоначальное признание он получает от математиков, физиков и других представителей науки, а уже после обретает мировое имя как художник.

Став популярным, мастер выполняет работы на заказ. Именно это и сопутствует переходу изображений с гравюр и литографий на картинки изразцов и форму мозаичных фрагментов. Панно Маурица Эшера можно встретить в отделке фасадов и декоре помещений, также множество работ находятся в частных коллекциях.

Научные эксперименты в творчестве художника

Одно из основных направлений творчества Маурица Эшера регулярное замощение плоскости.  Такой подход к созданию рисунка предусматривает разбиение плоскости на одинаковые фигуры без пробелов между ними и пересечения отдельных элементов. Математически доказано, что в таком заполнении плоскости могут участвовать 3 фигуры: треугольник, квадрат, шестиугольник. На основе этого мастер при помощи трансформации данных фигур творит свои неповторимые работы. Регулярные мозаики используются художником для оформления нескольких зданий в Гааге.

Колонны одной из гаагских школ украшают изразцы с рисунком в виде регулярной мозаики. Чётко выверенные фигуры выполнены в чёрно-белом цвете в 3 различных композициях: с цветами, с птицами и с рыбами. Особую графичность удивительной отделке придают тонкие рельефные штрихи орнамента изразцов.

Изразцовый рисунок на колонне школы в ГаагаРисунок изразцов на колонне школы, Гаага

Изразцовая регулярная мозаика в отделке колонны по мотивам работ М. ЭшераРегулярная мозаика в отделке школьных колонн, Гаага

Керамическое панно на стене здания Национального музея керамики Принцессехоф в Леувардене показывает страсть Маурица Эшера к игре с формами. Здесь хорошо просматривается власть гения над упорядочиванием, казалось бы, непригодных для этого элементов. В данной работе фигуры птиц складываются не просто в прямоугольную плоскость, а в очертание одной большой птицы с распахнутыми крыльями.

Изразцовое панно М. Эшера на стене Национального музея керамики ПринцессехофПанно М. Эшера на стене Национального музея керамики Принцессехоф, Леуварден

Ещё одно панно из фигур рыб и птиц украсило промышленное здание в Гааге. И снова просматривается необычный подход художника. Работу выделяет и излюбленное автором слияние двухмерного и трёхмерного пространства, и необычная конфигурация, охватывающая сразу 2 стены.  Снова автор играет со зрителем, создавая взаимодействие света и тени, объёма и плоскости, угла зрения и точек обзора.

Керамическое панно по мотивам Эшера на стене школыНастенное панно М. Эшера, Гаага

 

Фасад ещё одной школы в Гааге отделан плиткой с пегасами. Вновь чёрно-белое исполнение делает акцент на линиях и формах. Данная работа особенно интересна с точки зрения научного подхода.  Автор использует в качестве фигур для замощения плоскости и шестиугольники, и квадраты одновременно.

Фасадная керамика работы М. ЭшераФасад школы работы М. Эшера, Гаага

По мотивам работ Маурица Эшера в области замощения плоскости однородными объектами создаётся множество вариантов керамического декора и отделки. Рисунок и форма изразцов сошли с гравюр и литографий и украсили стены и пол помещений, фасады зданий, перенеслись на панно. Наибольшую популярность получили ящерицы, которых можно увидеть как в виде отдельных элементов мозаики, так и в виде картинок на изразцах.

Кладка напольной плитки по мотивам творчества М. ЭшераНапольное покрытие по мотивам творчества М. Эшера

Заполнение плоскости тождественными формами является не единственным направлением работы Маурица Эшера в двухмерном пространстве. Мастер использует также нерегулярные мозаики. В этом варианте замощения плоскости одни фигуры постепенно трансформируются в другие. Такие метаморфозы порождают целые сюжеты в основе его работ.

Керамическое панно с нерегулярным замощением плоскостиКерамическое панно М. Эшера с нерегулярным замощением плоскости

Поглощённый игрой с плоскостью, Мауриц Эшер идёт дальше и экспериментирует с переходами от плоскости к объёмному изображению и наоборот. Одной из тематик этого направления его творчества является самовоспроизведение. Наибольшую популярность среди работ этой серии получила литография «Рисующие руки». Несмотря на то, что подобные задумки не получили отображение в керамики рукой автора, их всё равно воспроизводят на рисунках изразцов.

Плитка с ручной росписью в сюжете «Рисующие руки» М. ЭшераПлитка с изображением сюжета литографии «Рисующие руки» М. Эшера

Мастер иллюзий и  автор логических парадоксов Мауриц Эшер считал себя далёким от своих коллег художников. Он стал представителем необычного направления, называемого научным искусством. Но именно этот необычный подход к созиданию сделал его произведения известными и узнаваемыми. Творчество знаменитого графика занимает умы ценителей искусства, математиков, психологов, имеет последователей, используется в кинофильмах и даже встречается в детских книгах занимательной физики.

Сберечь творческое наследие художника призван фонд Эшера, основанный им в 1968 году. Благодаря работе данной организации люди могут познакомиться с работами мастера на персональных выставках, узнать о жизни и творчестве художника из книг и фильмов, созданных фондом. Постоянная экспозиция работ автора находится в стенах бывшего королевского дворца в Гааге и приглашает окунуться в мир загадок и шифров, глубокомысленных и порой философских сюжетов, захватывающих иллюзий и ловушек для логики и восприятия.

Наши работы на карте

Popup content