Алькасар – многовековой памятник истории керамического искусства

лово «Alcázar» происходит из арабского и означает в переводе «крепость» или «укреплённый замок». Строительство Алькасаров в Испании началось в мавританский период. Их использовали в качестве оборонительных фортов. Затем следовали более 700 лет, на протяжении которых они представляли собой резиденции правящих королей. Смена испанских правителей в полной мере отразилась в керамической отделке, каждый из них оставил свой след в создании монументального творения. Алькасар – это  роскошь и богатство мусульманской культуры, обогащённые искусством Испании эпохи Средневековья и Возрождения.

В стенах замков, созданных многолетней испанской историей, можно встретить произведения искусства повсюду. В убранстве залов и патио замков использовано гармоничное сочетания природных материалов – керамики и дерева. Они переплетаются между собой, разделяют стены горизонтально или смешиваются в отделке, где керамические детали инкрустированы в дерево. Здесь в удивительной гармонии встречаются керамические панно различной тематики, в том числе и геральдической, мозаики и фрески на стенах, религиозные алтари, облицовка изразцами фасадов, арок и колонн, отделка пола и ступеней керамической плиткой. То есть Алькасар представляет собой  полный спектр вариантов украшения интерьера и экстерьера зданий:  от сдержанной двухцветной керамической плитки до невероятных россыпей восточных орнаментов, окрашенных во множество цветов, словно роскошные хвосты павлинов, чинно разгуливающих по садам Алькасара. Это наглядное доказательство того, что керамика в отделке зданий имеет ценность как  искусство, целью отделки наравне с практичностью является эстетичность помещения.

Керамика в убранстве Алькасара Альгамбра

Альгамбра в переводе с арабского языка означает «красная крепость».  Стены замка из обожжённой глины имеют красноватый оттенок. Этот Алькасар иногда называют восьмым чудом света или райским садом. Его стены видели как мусульманских, так и христианских правителей. Альгамбра имеет многовековую историю, на протяжении которой значительно видоизменяется: от оборонительной крепости до резиденции правителей.  Замок в том виде, который дошёл до наших дней, появляется в XIII веке.

Наибольший вклад в архитектуру и керамическую отделку Альгамбры вносит Карл V. Он использует готический стиль при строительстве своего дворца и павильона расположенного в садах Алькасара. Для облицовки новых построек используются изразцы, и даже лестницы привлекают внимание яркостью красок и блеском глазурей керамики.

Изразцовая облицовка Павильона Карла V, Альгамбра. Хуан Эрнандес, 1543 г.

Альгамбра также богата керамической отделкой азулежу, свойственной для мавританского стиля. В замке встречается два типа орнаментов. Первый вариант представляет собой сюжеты из 2-4 повторяющихся элементов (квадраты, треугольники звёзды). Они образуют целостную композицию, но при этом легко различимы и отделимы друг от друга. Пример такой отделки можно встретить в Миртовом дворике.

Керамическая отделка стены Миртового дворика, Альгамбра

Второй тип является более сложным и комплексным, орнамент составляют множество керамических деталей разного размера и формы. Элементы орнамента переплетаются между собой, помещены друг в друга, образуя паутинки геометрических узоров. В таком варианте отдельные части общего сложно выделить. Такие узоры можно встретить  во Дворе Мешуара и в Зале послов.

Керамическая отделка в Зале Мешуара, Альгамбра

Особенностью Зала Мешуара, несомненно, являются керамические панно с геральдической символикой. Они изображают гербы Карла V и рода Мендоса, а также девиз правителя «PLVS OVLTRE» («Всё дальше»). Все панно выполнены из керамики азулежу с обязательным присутствием характерного для стиля голубого цвета.

Керамическое геральдическое панно в зале Мешуара, Альгамбра

Самым легендарным помещением замка является Зал Абенсеррахов, который получил своё название от знатного рода Абенсеррахов. По преданию легенды именно в этом зале было убито 37 его представителей. Дополнительно разжигают любопытство туристов ржавые пятна на керамической отделке стены, имитирующие капли крови. Зал украшен изразцами XVI века.

Изразцовая отделка Зала Абенсеррахов, Альгамбра

Керамика в убранстве Севильского Алькасара

Строительство Алькасара в Севилье началось в IX веке в мавританский период и закончилось в XIV веке во времена правления короля Педро I Жестокого. Архитектура и оформление замка схожи с Альгамброй по причине того, что в их строительстве участвовали преимущественно одни и те же архитекторы и ремесленники. Севильский замок уступает Альгамбре по размерам, но не в изяществе и роскоши керамической отделки. В убранстве Севильского Алькасара наблюдается всё больший уход от времён мусульманских правителей, в сюжетах керамических панно всё чаще встречаются изображения животных, которые не приемлемы для мавританской керамической отделки. Особенно славятся своей красотой Посольский зал и Девичье патио.

Облицовка Посольского зала настолько завораживает, что перехватывает дыхание. Декор зала создан в XIV веке, но претерпел некоторые дополнения в последующие столетия. Этот зал был предназначен для встречи почётных гостей. Второе название «Половинка апельсина», которое было присвоено за сводчатый куполообразный потолок, действительно напоминающий половину фрукта. Керамическая отделка зала послов разделена на отдельные панно, ни один из орнаментов каждого из них не повторяется.

Изразцовая отделка Зала послов, Севильский Алькасар

Девичье патио получило своё название благодаря легенде. Она рассказывает о 100 девственницах, приносимых ежегодно в качестве дани маврам от христианских королевств Пиренейского полуострова. Изразцовая отделка здесь очень схожа с отделкой Альгамбры.

Девичье патио, Севильский Алькасар

Особый интерес вызывает алтарь из изразцов в Капелле католических королей, выполненный художником-керамистом Никулосо Франциско Пизано в 1504 году. Это керамическое панно с религиозным сюжетом и свойственными мастеру гротескностью, разнообразием и яркостью оттенков.

Алькасары это исторические музеи керамической облицовки. Они дают возможность не только любоваться совершенством изразцов гениальных ремесленников Гранады, но и прослеживать их историю, развитие стилей и влияние политических и религиозных факторов на керамику. Несмотря на неизбежное течение времени, монументальные шедевры керамики продолжают ежегодно радовать и удивлять посетителей замков.