Александр Биго: путь к искусству керамики

Александр Биго (1862-1927), несомненно, является самым экстравагантным художником?керамистом своего времени. Когда речь идёт об Александре Биго, то можно говорить о таланте, дарованном природой, и о следовании своему жизненному предназначению. Блестяще окончивший колледж, продолживший обучение в Сорбонне по специальности физик, а затем и химик-минералог, и получивший учёную степень доктора в 1890 году, он преподаёт в престижном учебном заведении Эколь де мин.

Но ещё в 1889 году учёного охватывает страсть к керамике, причиной тому послужили восточные керамические изделия, увиденные им на Всемирной выставке в Париже. С этого момента Александр Биго занимается изучением древних произведений керамического искусства. В лаборатории Эколь де мин учёный исследует поведение различных минералов под воздействием высоких температур. Для своих опытов он использует высокотемпературную газовую печь и термоэлектрический пирометр. И производит ряд исследований по различным материалам: керамике, фаянсу, высокотемпературным эмалям. Так рождается его творение – эмали разнообразных тёплых оттенков, получаемые в результате обжига при высокой температуре.

Чернильница (керамика, высокотемпературный обжиг). А.Биго, 1910 г.Чернильница (керамика, высокотемпературный обжиг). А.Биго, 1910 г.

Начало творческого пути Александра Биго как художника-керамиста

Вдохновленный успехами в создании новых материалов, Александр Биго основывает промышленное производство в 1897 году в своём родном городе Мер в провинции Луар-э-Шер. Мастер берётся за создание настоящих произведений керамики. Среди них как уникальные предметы искусства (посуда, интерьерная и фасадная керамика), так и серийные более дешёвые модели.

Фрагмент керамического фриза. Музей прикладного искусства, Будапешт. А. БигоФрагмент керамического фриза. Музей прикладного искусства, Будапешт. А. Биго

Камин (керамика), вилла Мажорель, Нанси. А. Биго, ок. 1890 г.Камин (керамика), вилла Мажорель, Нанси. А. Биго, ок. 1890 г.

Один из первых Александр Биго вступает в Союз архитекторов, основанный в 1890 году архитектором Анатолем Бодо, что даёт возможность взаимодействовать с другими художниками в процессе создания своих шедевров. В 1898 году Муниципальный Совет выступает против удручающих фасадов зданий, примитивности стиля домов с однотипными фасадами. Проводится конкурс на создание проектов фасадов.

Так начинается период тесного взаимодействия архитекторов и керамистов. Происходит глубокое объединение взглядов и вкусов художников на каждый проект и переплетение разных материалов между собой. Керамика сливается воедино с железобетонными конструкциями, стеклом, металлическими элементами. Иногда цемент полностью скрывается за  плитками, порой керамика выступает как инкрустация в виде отдельных пластин, листьев растений или же украшает фасады в виде самостоятельных декоративных элементов. При этом все части сплетаются в единую картину и не выглядят изолировано от общего проекта. Именно в этот период образуется выигрышный тандем Лавиротт-Биго.

Монументальная керамика Александра Биго

Совместно с архитектором Жюлем Лавиротт Биго создаёт самое известное своё творение – керамическую отделку дома на авеню Рапп в Париже. Благодаря изобилию декора это произведение может вызывать у кого-то неописуемый восторг, а кто-то назовёт его напыщенным, как считает большинство парижан, но оно точно не останется незамеченным и не оставит никого равнодушным. Керамист сам отзывался о нём как об уникальном в его время творении в истории строительства. Здесь керамика выступает элементом конструкций, например, в виде черепицы, облицовочным материалом и декором.

Фрагмент фасада жилого дома на ул. Рапп, Париж. А. Биго, Ж. Лавиротт. 1901-1902 гг.Фрагмент фасада жилого дома на ул. Рапп, Париж. А. Биго, Ж. Лавиротт. 1901-1902 гг.

От самого низа и до крыши дома выполнена керамическая облицовка стены текстурными плитами. Повсюду, словно ветви плюща, разрослись накладные объемные цветочные орнаменты,  представляющие собой воплощение эпохи модерна. Керамический декор представлен в виде отдельных небольших картин, в которых можно увидеть определённый символизм. В данном произведении художник-керамист показывает взаимодействие и гармонию в природе, изображая буйволов, подчиненных человеку и трудящихся на его благо, женщину в мехах животного, охоту кошек на птиц, комплементарность мужчин и женщин в виде двух фигур, обрамляющих дверь. Это творение Жюля Лавиротта и Александра Биго получает премию в конкурсе фасадов Парижа.

Фрагмент керамического декора над входом жилого дома на ул. Рапп, Париж. А. Биго, 1901?1902 гг.Фрагмент керамического декора над входом жилого дома на ул. Рапп, Париж. А. Биго, 1901?1902 гг.

Керамический декор жилого дома на ул. Рапп, Париж. А. Биго, 1901-1902 гг.Керамический декор жилого дома на ул. Рапп, Париж. А. Биго, 1901-1902 гг.

Фрагмент сюжетного керамического фриза жилого дома на ул. Рапп, Париж. А. Биго, 1901-1902 гг.Фрагмент сюжетного керамического фриза жилого дома на ул. Рапп, Париж. А. Биго, 1901-1902 гг.

Ещё одно из великолепных творений керамической облицовки стен расположилось на улице Аббевиль в Париже. Этот проект керамист Биго создаёт в связке с архитекторами Александром и Эдуаром Отан. Здесь можно увидеть таинственность тёмного времени суток. С высоты третьего этажа сова и летучая мышь подстерегают свою добычу. Особый шарм придаёт однотонность керамического декора, выполненная в цвете, создающем иллюзию сумрака ночи с лёгким проблеском лунного света.

Керамическая отделка фасада здания на ул. Аббевиль, Париж. А. Биго, 1901 г.Керамическая отделка фасада здания на ул. Аббевиль, Париж. А. Биго, 1901 г.

Керамическая отделка фасада здания на ул. Аббевиль, Париж. А. Биго, 1901Керамическая отделка фасада здания на ул. Аббевиль, Париж. А. Биго, 1901

Вклад Александра Биго в керамику модерна и керамики модерна в современное искусство

Во Франции можно увидеть четырнадцать зданий, облицованных керамикой работы Александра Биго. Он работал с такими известнейшими мастерами, как Жюль Лавиротт, Анри Соваж, Огюст Перре, Франц Журден и другими. Тандемы художника-керамиста и архитекторов преобразили улицы Парижа и других городов, создав монументальные произведения искусства в стиле ар?нуво.

В эпоху зарождения модерна, стиль вызывал яростное неприятие, как со стороны критиков, так и со стороны обычных жителей. Они характеризовали стиль как напыщенный, чрезмерный и чересчур откровенный. Но, несмотря на это, художники продолжали творить в разрез с академическим искусством.

Таким образом, эпоха модерна в целом и Александр Биго в частности подарили много новых шедевров, которые будоражат наше сознание сегодня. Основная цель нового стиля – уход от обыденного в стремлении к прекрасному. Именно поэтому ар-нуво как глоток свежего воздуха для декоративно-прикладного искусства, потому как привел его к расцвету и подарил обширное поле для деятельности художников-керамистов. 

Popup content