Белорусский изразец или на белорусском «кафля» – это особый вклад в мировое декоративно-прикладное искусство. Найденные в процессе раскопок на территории Беларуси керамические изделия или их фрагменты, а также предметы из коллекций позволяют наблюдать эволюцию искусства и развитие мастерства ремесленников. Центрами развития керамики считаются такие города, как Полоцк, Гродно, посёлок Мир Гродненской области, Витебск.
Облицовка печей с изображением орла из белорусских изразцо, Мир
Изразцовая облицовка печей белорусской плиткой, Мир
Изразец облицовки Мирского замка XII-XVIII века
Облицовочная керамика города Полоцк XI-XII веков
История развития белорусского изразца
Керамика занимает значительное место в белорусском народном творчестве. Ещё с XI века ремесленники Полоцка используют керамическую плитку для облицовки внутренних стен и пола домов. В то время она исполняла не декоративную функцию, а исключительно практическую. Керамика защищала дом от сырости, сохраняла тепло и отличалась долговечностью.
Печной изразец горшкового типа с квадратным горлышком
Там же, в Полоцке, появляются и первые печные изразцы, которые имели совершенно иной вид и назначение, нежели сейчас. Это были горшковые изразцы, по форме напоминавшие стакан. Их изготавливали на гончарном круге, обжигали, а затем вмуровывали в глинобитную печь. Их форма позволяла аккумулировать тепло. Донышко такого изразца нагревалось, и в его полости долго поддерживалась высокая температура. Постепенно форма менялась, изразцы преображались. Круглое горлышко горшковых изразцов переходит в лепестковое, а затем – в квадратное.
Белорусские печные изразцы XVIII века
В XIV веке возникают центры ремесел, благодаря чему интенсивно развивается народное творчество и гончарное в том числе. И уже в XV веке появляется новый вид печных изразцов – коробчатые. Они имеют квадратную форму, а с обратной стороны находится полая румпа – деталь, которая позволяет вмуровывать изразцы в стену печи.
Рассвет белорусской керамики приходится на XVI век. В это время происходит экономический и культурный рост. Начинается массовое строительство, а печи и камины становятся незаменимым атрибутом дома представителя знати. Для облицовки каминов и печей используются всё те же коробчатые изразцы, но их донышко становится элементом декора и, как правило, украшается объемным лепным орнаментом. Печи покрывают изразцами полностью. Теперь они не только несут функцию обогрева помещения, но и становятся элементом интерьера.
Технология изготовления печных изразцов меняется. Новый тип невозможно изготовить, используя лишь гончарный круг. Большой вклад в развитие керамики внесли мастера резьбы по дереву, которые изготавливали формы для отлива изразцов. Керамисты заполняли готовую форму глиной, вылепляли румпу, высушивали изразец, извлекали из формы и обжигали.
В XVII веке белорусский изразец приобретает вид, привычный на сегодняшний день. Наряду с плоскостными изделиями появляются угловые, а к концу столетия изготавливается и керамика для фризов и карнизов.
В конце XVIII века появляются целые фабрики и гончарные мастерские. Они занимаются изготовлением больших партий для зажиточных покупателей. Начинается серийное производство печных изразцов.
Белорусские печные изразцы XVII-XVIII веков
Как расписывали белорусские печные изразцы
Первые декоративные печные изразцы украшены объемной лепкой. Они не имеют покрытия и называются терракотовыми. Их цвет разнится от насыщенного красного до светло-песочного, в зависимости от состава лепной глины и технологии обжига.
В XVI веке керамику начинают покрывать глазурями. Такая керамика называется майоликовой. Белорусские мастера первыми начали использовать оловянную цветную непрозрачную глазурь. Изразцы, покрытые оловянной глазурью, получили название «ценинные» (от немецкого «Zinn» - олово). Сами же мастера стали ценинниками. Этот период характеризуется богатством декора и многообразием мотивов изображений. Мастера украшают печные изразцы изображениями людей и животных, фантастических персонажей, используют геометрические рисунки, латинские надписи и цветочные орнаменты. Широко распространено украшение печей геральдическими знаками. В облицовке на фасаде печей зачастую использовали гербы рода.
В XVII веке появляются керамические панно. На панно, как правило, изображаются библейские или батальные сцены.
Интересно: Беларусь уникальна тем, что в разные периоды отдельные её части (или вся территория целиком) пренадлежала разным государством: здесь и Великое княжество Литовское, и Речь Посполитая, и Российская империя, и Польша и Советский Союз. Именно поэтому здесь мы можем наблюдать уникальное разнообразие культурных стилей, объединенных всё же едиными национальными особенностями.
В XVIII веке широко распространяется гладкая керамическая плитка с росписью цветной эмалью. В то же время, объемные орнаменты продолжают своё существования. Мастера всё чаще используют новую технику срезания края орнамента под разным углом и неравномерного окрашивания для выделения отдельных фрагментов узора.
Как мировое искусство повлияло на белорусский изразец и как белорусский изразец повлиял на мировое искусство
Белорусские изразцы обрели свой особенный стиль и, несмотря на влияние культур других стран, отстояли свою этническую индивидуальность. В отдельные периоды истории белорусского изразца можно встретить восточный узор в геометрическом орнаменте, бело-синюю голландскую плитку, итальянскую майолику. Но белорусские мастера не утратили в своих произведениях неповторимые черты народного творчества и внесли огромный вклад в мировое развитие керамического искусства.
Белорусские ремесленники значительно повлияли на русское изразцовое искусство. От польского и литовского гнёта они переезжали на русские земли и привезли с собой секреты изготовления цветных эмалей, а также квадратную форму изразцов, которая и стала классической. Керамику работы белорусских мастеров в облицовке зданий можно увидеть и сегодня. Одно из таких творений – облицовка Воскресенского храма и его изразцовый иконостас работы Степана Иванова (Полубеса) и Игнатия Максимова.