Изразец с анималистическим изображением
В культуре, науке, религиозных течениях и во многих других основных сферах всегда существовали различия между западными и восточными странами. Такая же несхожесть преследовала и искусство. Именно в области керамики наблюдалось сильное заимствование традиций той или другой стороной в разные периоды времени.
Удивительно, но художнику-керамисту Бернарду Личу удалось доказать, что искусство керамики не имеет границ. Его творчество доказывает, что возможно слияние лучших черт разных культур без вытеснения и поглощения. Более того, данный подход расширяет спектр техник и приёмов, которые могут дополнять друг друга и порождать необыкновенные произведения.
Панно из керамической плитки, Бернард Лич, 1974 г.
Художник-керамист Бернард Лич за работой
Извилистая тропа мастера-керамиста Бернарда Лича к искусству керамики
В Гонконге 5 января 1887 года появляется на свет Бернард Лич. В тот же самый день случается и его первый удар судьбы. Во время своего рождения мальчик, которому суждено было перевернуть мир керамики, теряет свою мать. Так он попадает в японский город Киото к родителям матери, где проводит свои первые годы. Создав новую семью, отец забирает мальчика снова в Гонконг в возрасте 4 лет.
В 10-летнем возрасте Бернарда отправляют в Англию к родственникам для обучения в колледже. В 16 лет, имея успехи лишь в рисовании и красноречии, мальчик поступает в школу искусств в Лондоне. Но через год его ждёт новый удар – смертельная болезнь отца, из-за которой он вынужден покинуть обучение. Тяжелобольному отцу перед его смертью сын даёт обещание строить карьеру в Банке Гонконга и Шанхая (HSBC).
В возрасте 18 лет Бернард возвращается в Манчестер, чтобы обучаться банковскому делу. Уже в 1906 году, спустя год, его принимают на должность младшего служащего HSBC в Лондоне. Однако, быстро разочаровавшись в обретённой профессии, Бернард Лич отправляется в Дорсет и Северный Уэльс, чтобы заняться рисованием. В 21 год за счёт унаследованных скромных средств он поступает в Лондонскую школу искусств в Кенсингтоне.
В 1908 году Бернард Лич возвращается в Токио, чтобы изучать технологии травления. Там он занимается живописью, практикует технику травления, создаёт изделия из дерева и выполняет дизайн обложек для журналов. Благодаря своему другу Тамимото Кенкиши, японскому керамисту, он знакомится с керамикой Раку – национальной японской керамикой для чайной церемонии. Это становится поворотным моментом в творчестве мастера. Он окунается в новый мир обжига и глазурей и наконец находит своё призвание.
Травление - приёмы для удаления поверхностного слоя материала с помощью химической обработки
Формирование собственного стиля художника-керамиста в русле философских взглядов на искусство
С момента первого знакомства с изделиями Раку начинается становление Бернарда Лича как художника-керамиста. Он изучает различные способы обработки глины, исследует старинные методы и стили декорирования изделий. В своей практике мастер использует различные варианты обжига, формовку и ручную лепку, глазуровку и ангобирование, ручную роспись и гравировку. И именно в этот период в душе мастера зарождается отношение к керамике как к высокому искусству, целой культуре.
Ваза в стиле Раку, Бернард Лич
Ваза «Древо жизни», Бернард Лич, 1974 г.
Лунный кувшин из коллекции Бернарда Лича
В творческом поиске мастера ждут скитания. Гонимый неприятием огромного влияния Запада на керамику Японии, Лич снова оказывается в Китае. Но друг художника Янаги Мунэёси, японский философ, открывает для него искусство корейских мастеров. Глубокое восхищение их творениями влечёт его в Корею. Оттуда в 1935 году он привозит в Англию великое достояние – коллекцию лунных кувшинов XVII-XVIII веков, в том числе и уникальный кувшин династии Чосон.
Плитка ручной работы в восточном стиле, Бернард Лич
Художник-керамист Бернард Лич в процессе работы и экспериментов в области керамики акцентирует внимание на канонах, максимально устраняя субъективность. Русло, в котором он движется, представляет собой слияние традиций изготовления китайской, корейской и японской глиняной посуды с классическими методами производства керамики в Англии и Германии. Дополнительной уверенности в целесообразности такого переплетения придаёт увлекшее его учение бахаи, которое проповедует единство человечества.
Глазурованная чаша, Бернард Лич
Так он находит свой собственный стиль. В изделиях мастера гармонично сплетаются формы и линии восточной керамики с европейскими глазурями и ангобами. Рисунок, как правило, так же имеет восточные мотивы и нанесён гравировкой, травлением или напылением. Произведения художника-керамиста с первого взгляда просты и лаконичны как керамика Раку, но, стоит к ним присмотреться, и они завораживают своей глубиной.
Керамическая плитка «Побережье Корнуолла», Бернард Лич, 1973 г.
Наследие художника-керамиста Бернарда Лича
На своём творческом пути Бернард Лич встречается с керамистом Хамада Сёдзи, родственной ему душой. Летом 1920 года они отправляются в Англию и совместно основывают керамическую мастерскую в Сент-Айвз, в Корнуолле. Созданная ими гончарная студия обретает статус основополагающей в керамическом искусстве. Обучение в мастерской становится первой ступенью в развитии мастеров со всего мира, обретающих впоследствии международное признание.
Бернард Лич с керамистом Хамада Сёдзи и философом Янаги Мунэёси, 1952 г.
Мастерская керамики Бернарда Лича открыта и сегодня, она по-прежнему сохраняет философию основателя и гордо несёт его имя. Музей при гончарной студии даёт возможность познакомиться с работами самого мастера и его учеников. Галерея и магазин представляют регулярные экспозиции работ ведущих региональных, национальных и мировых гончарных студий.
Образцы плитки ручной работы в восточном стиле Бернарда Лича
Свои философские взгляды на жизнь и искусство Бернард Лич отразил в литературном произведении «Книга гончара». Печатное издание вышло в свет в 1940 году. Книга вызвала мощную нарастающую волну последователей мастера.
Ещё с 1914 года выставки работ художника-керамиста были довольно успешны. Но с каждым годом творчество мастера привлекало всё больше внимания. В 1977 году работы Бернарда Лича и его учеников удостоены экспозиции крупнейшего в мире музея декоративно-прикладного искусства – Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Бернард Лич также вёл просветительскую работу в попытках создать все условия для процветания гончарного искусства и сохранения лучших традиций Востока и Запада. Так, в июле 1952 года он организовывал Международную конференцию гончаров и ткачей в Дарлингтон Холле, в 1950-1953 годах посетил Скандинавию, Японию и США с лекциями.
Вклад Бернарда Лича в развитие мирового искусства керамики сложно переоценить. Мастер сделал сильнейший толчок в идентификации керамиста как художника, а не простого ремесленника. Более того, он закрыл спор между восточными и западными традициями, произведя их гармоничное слияние.