Меню
8 (800) 555-80-32
+7 (995) 000-11-33

Бернард Лич: слияние Востока и Запада в искусстве керамики

Изразец с анималистическим изображением работы Бернарда Лича

Изразец с анималистическим изображением

     В культуре, науке, религиозных течениях и во многих других основных сферах всегда существовали различия между западными и восточными странами. Такая же несхожесть преследовала и искусство. Именно в области керамики наблюдалось сильное заимствование традиций той или другой стороной в разные периоды времени.

     Удивительно, но художнику-керамисту Бернарду Личу удалось доказать, что искусство керамики не имеет границ. Его творчество доказывает, что возможно слияние лучших черт разных культур без вытеснения и поглощения. Более того, данный подход расширяет спектр техник и приёмов, которые могут дополнять друг друга и порождать необыкновенные произведения.

Панно из керамической плитки в восточном стиле, Бернард Лич, 1974 г.

Панно из керамической плитки, Бернард Лич, 1974 г.

Художник-керамист Бернард Лич в процессе работы

Художник-керамист Бернард Лич за работой

Извилистая тропа мастера-керамиста Бернарда Лича к искусству керамики

     В Гонконге 5 января 1887 года появляется на свет Бернард Лич. В тот же самый день случается и его первый удар судьбы. Во время своего рождения мальчик, которому суждено было перевернуть мир керамики, теряет свою мать. Так он попадает в японский город Киото к родителям матери, где проводит свои первые годы. Создав новую семью, отец забирает мальчика снова в Гонконг в возрасте 4 лет.

     В 10-летнем возрасте Бернарда отправляют в Англию к родственникам для обучения в колледже. В 16 лет, имея успехи лишь в рисовании и красноречии, мальчик поступает в школу искусств в Лондоне. Но через год его ждёт новый удар – смертельная болезнь отца, из-за которой он вынужден покинуть обучение. Тяжелобольному отцу перед его смертью сын даёт обещание строить карьеру в Банке Гонконга и Шанхая (HSBC).

     В возрасте 18 лет Бернард возвращается в Манчестер, чтобы обучаться банковскому делу. Уже в 1906 году, спустя год, его принимают на должность младшего служащего HSBC в Лондоне. Однако, быстро разочаровавшись в обретённой профессии, Бернард Лич отправляется в Дорсет и Северный Уэльс, чтобы заняться рисованием. В 21 год за счёт унаследованных скромных средств он поступает в Лондонскую школу искусств в Кенсингтоне.

     В 1908 году Бернард Лич возвращается в Токио, чтобы изучать технологии травления. Там он занимается живописью, практикует технику травления, создаёт изделия из дерева и выполняет дизайн обложек для журналов. Благодаря своему другу Тамимото Кенкиши, японскому керамисту, он знакомится с керамикой Раку – национальной японской керамикой для чайной церемонии. Это становится поворотным моментом в творчестве мастера. Он окунается в новый мир обжига и глазурей и наконец находит своё призвание.

Травление - приёмы для удаления поверхностного слоя материала с помощью химической обработки

Формирование собственного стиля художника-керамиста в русле философских взглядов на искусство

     С момента первого знакомства с изделиями Раку начинается становление Бернарда Лича как художника-керамиста. Он изучает различные способы обработки глины, исследует старинные методы и стили декорирования изделий. В своей практике мастер использует различные варианты обжига, формовку и ручную лепку, глазуровку и ангобирование, ручную роспись и гравировку. И именно в этот период в душе мастера зарождается отношение к керамике как к высокому искусству, целой культуре.

Ваза в стиле Раку, работа Бернарда Лича

Ваза в стиле Раку, Бернард Лич

Ваза «Древо жизни», работа Бернарда Лича, 1974 г.

Ваза «Древо жизни», Бернард Лич, 1974 г.

Лунный кувшин династии Чосон из коллекции Бернарда Лича

Лунный кувшин из коллекции Бернарда Лича

     В творческом поиске мастера ждут скитания. Гонимый неприятием огромного влияния Запада на керамику Японии, Лич снова оказывается в Китае. Но друг художника Янаги Мунэёси, японский философ, открывает для него искусство корейских мастеров. Глубокое восхищение их творениями влечёт его в Корею. Оттуда в 1935 году он привозит в Англию великое достояние – коллекцию лунных кувшинов XVII-XVIII веков, в том числе и уникальный кувшин династии Чосон.

Плитка ручной работы в восточном стиле, работа Бернарда Лича

Плитка ручной работы в восточном стиле, Бернард Лич

     Художник-керамист Бернард Лич в процессе работы и экспериментов в области керамики акцентирует внимание на канонах, максимально устраняя субъективность. Русло, в котором он движется, представляет собой слияние традиций изготовления китайской, корейской и японской глиняной посуды с классическими методами производства керамики в Англии и Германии. Дополнительной уверенности в целесообразности такого переплетения  придаёт увлекшее его учение бахаи, которое проповедует единство человечества.

Глазурованная чаша с использованием оксида железа для ангобы, Бернард Лич

Глазурованная чаша, Бернард Лич

     Так он находит свой собственный стиль. В изделиях мастера гармонично сплетаются формы и линии восточной керамики с европейскими глазурями и ангобами. Рисунок, как правило, так же имеет восточные мотивы и нанесён гравировкой, травлением или напылением. Произведения художника-керамиста с первого взгляда просты и лаконичны как керамика Раку, но, стоит к ним присмотреться, и они завораживают своей глубиной.

Керамическая плитка в восточном стиле «Побережье Корнуолла», Бернард Лич, 1973 г.

Керамическая плитка «Побережье Корнуолла», Бернард Лич, 1973 г.

Наследие художника-керамиста Бернарда Лича

     На своём творческом пути Бернард Лич встречается с керамистом Хамада Сёдзи, родственной ему душой. Летом 1920 года они отправляются в Англию и совместно основывают керамическую мастерскую в Сент-Айвз, в Корнуолле. Созданная ими гончарная студия обретает статус основополагающей в керамическом искусстве. Обучение в мастерской становится первой ступенью в развитии мастеров со всего мира, обретающих впоследствии международное признание.

Бернард Лич со своими партнерами: керамистом Хамада Сёдзи и философом Янаги Мунэёси, 1952 г.

Бернард Лич с керамистом Хамада Сёдзи и философом Янаги Мунэёси, 1952 г.

     Мастерская керамики Бернарда Лича открыта и сегодня, она по-прежнему сохраняет философию основателя и гордо несёт его имя. Музей при гончарной студии даёт возможность познакомиться с работами самого мастера и его учеников. Галерея и магазин представляют регулярные экспозиции работ ведущих региональных, национальных и мировых гончарных студий.

Образцы плитки ручной работы Бернарда Лича

Образцы плитки ручной работы в восточном стиле Бернарда Лича

     Свои философские взгляды на жизнь и искусство Бернард Лич отразил в литературном произведении «Книга гончара». Печатное издание вышло в свет в 1940 году. Книга вызвала мощную нарастающую волну последователей мастера.

     Ещё с 1914 года выставки работ художника-керамиста были довольно успешны. Но с каждым годом творчество мастера привлекало всё больше внимания. В 1977 году работы Бернарда Лича и его учеников удостоены экспозиции крупнейшего в мире музея декоративно-прикладного искусства – Музея Виктории и Альберта в Лондоне.

     Бернард Лич также вёл просветительскую работу в попытках создать все условия для процветания гончарного искусства и сохранения лучших традиций Востока и Запада. Так, в июле 1952 года он организовывал Международную конференцию гончаров и ткачей в Дарлингтон Холле, в 1950-1953 годах посетил Скандинавию, Японию и США с лекциями.

     Вклад Бернарда Лича в развитие мирового искусства керамики сложно переоценить. Мастер сделал сильнейший толчок в идентификации керамиста как художника, а не простого ремесленника. Более того, он закрыл спор между восточными и западными традициями, произведя их гармоничное слияние.

Наши работы на карте

Popup content