Бернард Лич: слияние Востока и Запада в искусстве керамики

В культуре, науке, религиозных течениях и во многих других основных сферах всегда существовали различия между западными и восточными странами. Такая же несхожесть преследовала и искусство. Именно в области керамики наблюдалось сильное заимствование традиций той или другой стороной в разные периоды времени.

Удивительно, но художнику-керамисту Бернарду Личу удалось доказать, что искусство керамики не имеет границ. Его творчество доказывает, что возможно слияние лучших черт разных культур без вытеснения и поглощения. Более того, данный подход расширяет спектр техник и приёмов, которые могут дополнять друг друга и порождать необыкновенные произведения.

Панно из керамической плитки в восточном стиле, Бернард Лич, 1974 г.

Извилистая тропа мастера к искусству керамики

В Гонконге 5 января 1887 года появляется на свет Бернард Лич. В тот же самый день случается и его первый удар судьбы. Во время своего рождения мальчик, которому суждено было перевернуть мир керамики, теряет свою мать. Так он попадает в японский город Киото к родителям матери, где проводит свои первые годы. Создав новую семью, отец забирает мальчика снова в Гонконг в возрасте 4 лет.

В 10-летнем возрасте Бернарда отправляют в Англию к родственникам для обучения в колледже. В 16 лет, имея успехи лишь в рисовании и красноречии, мальчик поступает в школу искусств в Лондоне. Но через год его ждёт новый удар – смертельная болезнь отца, из-за которой он вынужден покинуть обучение. Тяжелобольному отцу, перед его смертью, сын даёт обещание строить карьеру в Банке Гонконга и Шанхая (HSBC).

В возрасте 18 лет Бернард возвращается в Манчестер, чтобы обучаться банковскому делу. Уже в 1906 году, спустя год, его принимают на должность младшего служащего HSBC в Лондоне. Однако, быстро разочаровавшись в обретённой профессии, Бернард Лич отправляется в Дорсет и Северный Уэльс, чтобы заняться рисованием. В 21 год за счёт унаследованных скромных средств он поступает в Лондонскую школу искусств в Кенсингтоне.

В 1908 году Бернард Лич возвращается в Токио, чтобы изучать технологии травления. Там он занимается живописью, практикует технику травления, создаёт изделия из дерева  и выполняет дизайн обложек для журналов. Благодаря своему другу Тамимото Кенкиши, японскому керамисту, он знакомится с керамикой Раку – национальной японской керамикой для чайной церемонии. Это становится поворотным моментом в творчестве мастера. Он окунается в новый мир обжига и глазурей и наконец находит своё призвание.

Художник-керамист Бернард Лич за работой

Формирование собственного стиля художника-керамиста в русле философских взглядов на искусство

С момента первого знакомства с изделиями Раку начинается становление Бернарда Лича как художника-керамиста. Он изучает различные способы обработки глины, исследует старинные методы и стили декорирования изделий. В своей практике мастер использует различные варианты обжига, формовку и ручную лепку, глазуровку и ангобирование, ручную роспись и гравировку.  И именно в этот период в душе мастера зарождается отношение к керамике как к высокому искусству, целой культуре.

Ваза «Древо жизни», Бернард Лич, 1974 г.

Ваза в стиле Раку, Бернард Лич

В творческом поиске мастера ждут скитания. Гонимый неприятием огромного влияния Запада на керамику Японии, Лич снова оказывается в Китае. Но друг художника Янаги Мунэёси, японский философ, открывает для него искусство корейских мастеров. Глубокое восхищение их творениями влечёт его в Корею. Оттуда в 1935 году он привозит в Англию великое достояние – коллекцию лунных кувшинов XVII-XVIII веков, в том числе и уникальный кувшин династии Чосон.

Лунный кувшин династии Чосон из коллекции Бернарда Лича

Художник-керамист Бернард Лич в процессе работы и экспериментов в области керамики акцентирует внимание на канонах, максимально устраняя субъективность. Русло, в котором он движется, представляет собой слияние традиций изготовления китайской, корейской и японской глиняной посуды с классическими методами производства керамики в Англии и Германии. Дополнительной уверенности в целесообразности такого переплетения  придаёт увлекшее его учение бахаи, которое проповедует единство человечества.

Плитка ручной работы в восточном стиле, Бернард Лич

Так он находит свой собственный стиль. В изделиях мастера гармонично сплетаются формы и линии восточной керамики с европейскими глазурями и ангобами.  Рисунок, как правило,  также имеет  восточные мотивы и нанесён гравировкой, травлением или напылением. Произведения художника-керамиста с первого взгляда просты и лаконичны как керамика Раку, но стоит к ним присмотреться, и они завораживают своей глубиной.

Глазурованная чаша с использованием оксида железа для ангобы, Бернард Лич

Наследие художника-керамиста Бернарда Лича

На своём творческом пути Бернард Лич встречается с керамистом Хамада Сёдзи, родственной ему душой. Летом 1920 года они отправляются в Англию и совместно основывают керамическую мастерскую в Сент-Айвз, в Корнуолле. Созданная ими гончарная студия обретает статус основополагающей в керамическом искусстве. Обучение в мастерской становится первой ступенью в развитии мастеров со всего мира, обретающих впоследствии международное признание.

Керамическая плитка «Побережье Корнуолла», Бернард Лич, 1973 г.

Мастерская керамики Бернарда Лича открыта и сегодня, она по-прежнему сохраняет философию основателя и гордо несёт его имя. Музей при гончарной студии даёт возможность  познакомиться с работами самого мастера и его учеников. Галерея и магазин представляют регулярные экспозиции работ ведущих региональных, национальных и мировых гончарных студий.

Бернард Лич с керамистом Хамада Сёдзи и философом Янаги Мунэёси, 1952 г.

Свои философские взгляды на жизнь и искусство Бернард Лич отразил в литературном произведении «Книга гончара». Печатное издание вышло в свет в 1940 году. Книга вызвала мощную нарастающую волну последователей мастера.

Ещё с 1914 года выставки работ художника-керамиста были довольно успешны. Но с каждым годом творчество мастера привлекало всё больше внимания. В 1977 году работы Бернарда Лича и его учеников удостоены экспозиции крупнейшего в мире музея декоративно-прикладного искусства – Музея  Виктории и Альберта в Лондоне.

Образцы плитки ручной работы Бернарда Лича

Бернард Лич также вёл просветительскую работу в попытках создать все условия для процветания гончарного искусства и сохранения лучших традиций Востока и Запада. Так, в июле 1952 года он организовывал Международную конференцию гончаров и ткачей в Дарлингтон Холле, в 1950-1953 годах посетил Скандинавию, Японию и США с лекциями.

Вклад Бернарда Лича в развитие мирового искусства керамики сложно переоценить. Мастер сделал сильнейший толчок в идентификации керамиста как художника, а не простого ремесленника. А также закрыл спор между восточными и западными традициями, произведя их гармоничное слияние.