Изразцы азулежу
Бесконечно долго можно спорить о том, керамика какой страны самая красивая и изысканная, какой народ сделал в развитие искусства самый большой вклад, чьё творческое наследие разнообразнее. Но в одном вопросе мнения сойдутся воедино. Какая же страна наполнена керамикой, отражает в ней свою бытность, культуру и историю? Речь идёт о стране, которая вся погружена в великолепие разноцветных узоров, в завораживающий блеск глазурей и величие целых картин на фасадах зданий и внутри них. Речь идёт о живописном европейском государстве – Португалии.
Фасад здания
Чем же славится эта страна, расположившаяся на побережье Атлантического океана? Её самая знаменитая достопримечательность – изразцы азулежу. Необыкновенной красоты керамические панно – неотъемлемая часть архитектуры Португалии. На улицах страны можно увидеть разнообразие элементов, выполненных из изразцов, начиная от номеров зданий и названий улиц, заканчивая целыми домами, от фундамента до самой крыши, покрытой керамикой. Казалось бы, что именно здесь, в Португалии, должно было зародиться это ремесло. На самом же деле всё обстояло иначе.
Королевский дворец в городе Синтра
История возникновения изразца азулежу
Начать, пожалуй, следует с самого слова «азулежу». Оно происходит от арабского «al-zuleij» и означает «гладкий камень». По своей сути это керамический изразец, который используется для отделки.
Появление в Португалии искусства украшения азулежу датируется XV веком. Истоки его появления не определены однозначно. Возможно, основанием для заимствования элемента восточной культуры послужило развитие мореплавания. Не имея возможностей для расширения своих границ к востоку Европы, Португалия в союзе с Испанией развивает мореходство, открывает новые земли и создает колонии. Это не могло не оказать влияния на культуру и бытность самого государства. Также есть вероятность того, что искусство азулежу происходит непосредственно из Испании, как наследие мавров со времен их господства на Пиренейском полуострове. Так или иначе, восточная диковинка быстро пришлась по вкусу представителям знати.
Первые изразцы были привилегией высшего сословия и использовались для украшения храмов. Подтверждением этому служат первые произведения искусства азулежу – облицовка Королевского дворца в городе Синтра и монастыря Консейсан в городе Бежа. Сначала плитка несёт в себе восточную культуру и мусульманские мотивы. Считать, что настоящая плитка азулежу бело-синяя не совсем правильно, потому как с течением времени мода менялась, менялись орнаменты, сюжеты панно и технологии окраски изразцов. Постепенно под влиянием искусства других стран азулежу приобретает новый вид. Так, из Италии приходит сюжетность росписи, Голландия перекрашивает изразцы в белый и синий цвета, а французское рококо возвращает им полихромность. Неизменным было лишь одно – каждая плитка расписывалась вручную, а это означает, что каждая плитка являлась произведением искусства.
Только в середине XIX века производство изразцов азулежу приобретает промышленные масштабы. Это делает их доступными для всех. Керамика на фасадах зданий гораздо долговечнее других облицовочных материалов, положительно сказывается на микроклимате помещений и оберегает их от сырости. Практичность и красота облицовки зданий керамическими изразцами делает своё дело. Дома начинают один за другим покрываться панно с разнообразными орнаментами и сюжетами.
Керамическое панно в Национальном музее азулежу
Великое искусство азулежу в наши дни
В 1960 году в столице государства Лиссабоне в здании Монастыря Божьей Матери была организована первая экспозиция, посвященная изразцам азулежу. В 1970 году выставка позиционировалась как Национальный музей античного искусства. В 1980 году он был переименован в Национальный музей азулежу, который открыт и поныне и является одним из самых посещаемых мест в Португалии. Сам по себе монастырь уже является достопримечательностью и частью экспозиции, так как его стены декорированы керамическими панно XVI века. В музее представлена целая культура азулежу, от изразца ручной работы с золоченым покрытием до огромного 23-метрового панорамного панно из керамики.
Станция метрополитена в Лиссабоне
Время донесло до наших дней искусство азулежу. В Португалии и сейчас можно встретить мастерские, в которых настоящие художники кропотливо работают над своими новыми творениями из керамики. Они создают роспись по готовой глазурованной плитке, наносят узоры на изразцы перед обжигом или же создают разнообразные плитки из окрашенной глины. Чтобы увидеть, что в сердце Португалии до сих пор горит огонь любви к этому старинному искусству, достаточно просто посмотреть на облицовку стен современных станций метро в Лиссабоне.
Можно бесконечно много раз возвращаться в Португалию, но красота её керамического декора настолько разнообразна и многолика, что всегда найдется уголочек, который откроет что-то новое для вашего взора и подарит новые впечатления от многовекового искусства азулежу.