История изразца

Изразец – станинный элемент облицовки печей, первое использование которого на Руси относится к 15 веку. Именно тогда впервые появились плитки из керамики, которые украшались рельефными узорами на поверхности и полнотелой румпой для крепления и сохранения тепла.

Широкое производство изразцов началось в 16 веке. В те времена основными видами изразцов были терракотовые, не имеющие глазури на поверхности. Для формовки плиток мастера применяли деревянные формы, оснащенные вырезанными рисунками. В это же время начинается и производство изразцов, дополненных зеленой глазурью, так называемых муравленых плиток.

Расцвет изразцового искусства 

Русский изразец переживает пик своего расцвета в 17 веке, когда начинается производство богато декорированных плиток, украшенных красивыми, многоцветными объемными рельефами. Секреты этого искусства принесли белорусские мастера, владеющие технологией производства непрозрачных глазурей.

Русский изразец

Изразцы с многоцветными рисунками и оригинальными рельефами стали использовать для облицовки домашних печей, фасадов соборов, башен, домов, например, подобный декор имеется в отделке Покровского собора, Мостовой башни.

Особого развития русский изразец достиг в Ярославле. Здесь изразцовое искусство применялось повсеместно для украшения наличников окон, стен соборов, куполов. До сегодняшнего дня сохранилась великолепная изразцовая отделка храмов Николая Мокрого, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи. При этом многие соборы Ярославля охраняются ЮНЕСКО.

Изразцовое искусство в эпоху Петра Первого 

В 18 веке печные изразцы стали меняться, что происходило под влиянием смены художественных вкусов общества, на которую оказала влияние европейская мода. Для этого немало сделал Петр Первый. Именно он смог обогатить искусство производства печных изразцов на Руси и вдохнуть новые тенденции в декорирование плиток.

В своих поездках по Голландии он обратил внимание на великолепные кафели, которые украшали печи практически всех горожан. Именно с его подачи голландские изразцы стали браться за основу при изготовлении плиток на Руси. По его приказу изразцы стали делать гладкими, белоснежными, украшенными синей глазурью. С этой же целью Император отправлял в Голландию мастеров для обучения.

И сегодня это направление считается одним из наиболее распространенных в создании печных изразцов, которые притягивают взгляд красивой отделкой, интересным оформлением и мягким, спокойным дизайном.

Уже в конце 18 века гладкая поверхность плиток стала декорироваться росписями:

·                 сюжетами из жизни людей разных слоев общества;

·                 тематическими сценками;

·                 букетами;

·                 многоцветными цветами;

·                 птицами.

Старинные изразцы стали изготавливать в виде панно, которые становились важнейшей частью художественного украшения сложной архитектуры печей и неотъемлемым элементом интерьера. В этот период монохромные изразцы становятся яркими. Мастера используют для росписи коричневые, зеленые, синие, белые, желтые глазури. За основу берутся баварские изразцы и другие виды плиток европейского производства.

Печные изразцы 19 века 

В 19 веке изразцовое производство достигает широкого развития, и его продукция отличается и ценой, и художественной ценностью. Крупнейшим производством изразцов того времени было Товарищество М.С.Кузнецова. В ассортименте производителя было более пятнадцати видов изразцовых каминов и печей, иконостасы, киоты, а также множество видов отдельных плиток и изразцов.

В конце века изразцами начинают интересоваться известные керамисты, художники. Михаил Врубель, увлекшийся этим искусством, создал немало шедевров в им. Абрамцево. Он придумал новые технологии обжига и глазурования, а также разработал собственные глазури в большой цветовой палитре.

Изразцы в 20 веке 

После революции в изразцовом производстве произошли серьезные изменения. В этот период на первое место вышли такие направления как модернизм, конструктивизм, что нашло отражение и в производстве печных плиток.

Только в 90-х годах изразцовое искусство стало возрождаться в своем изначальном виде. Стали появляться небольшие керамические заводы и мастерские, изготавливавшие изразцы на заказ. За художественную основу мастера применяли старинные изразцы русского, голландского, баварского производства.

Основной целью современного изразцового искусства является сохранение наследия, оставленного русскими керамистами. Для этого мастера «восстанавливают» старинные технологии производства керамики, обжига, глазурования. В ассортименте современных компанией можно найти изразцы в любом направлении с рисунками, характерными для любых периодов развития этого творчества, в том числе с современными сюжетами, которые также становятся частью истории и всемирного наследия.