История глазури и эмали – основы шика, блеска и многоцветности керамического изразца

С древних времен керамика значительно изменялась, как материалами в своем составе, так и элементами украшений. Первые изделия были терракотовыми, то есть представляли собой обожжённую глину. Непокрытая глиняная поверхность подвергалась воздействию влаги, перепада температур, глубоких загрязнений. Такие изделия не отличалась прочностью и долговечностью. На протяжении веков  мастера искали всё новые и новые покрытия и напыления для керамики. Использовалась и позолота, и бронза, различные сплавы металлов, а также глина разных оттенков.  Но нельзя представить изразцы в полном их великолепии без шика и блеска глазурей, ярких красок и разнообразия цветов эмалей.

Глазурь и эмаль – стекловидные покрытия керамических изделий. Глазурь характеризуется прозрачностью, полужидкой консистенцией, приглушенными красками. Эмалями принято называть непрозрачную глазурь, более вязкую по консистенции за счёт примесей. Это позволяет использовать эмали для росписи керамической плитки и изразцов. Их состав даёт возможность лучше растворить цветной пигмент.  А следовательно, эмаль имеет более насыщенные цвета. Эти материалы трудно различимы и в истории возникновения  тесно переплетаются друг с другом.

 

Путь глазури от китайского фарфора до современного изразца

История покрытия керамики глазурью берёт начало ещё в III столетии до н. э. в Древнем Египте, с появлением «самоглазурирования».  Глина, попадавшая на обжиг в печь, под воздействием древесной золы обретала некое покрытие схожее с глазурью.

В I столетии до н. э. в Китае появляется одноцветная сине-голубая свинцовая глазурь, которая используется при производстве фарфора. Китайские ремесленники постоянно совершенствуют технологию её изготовления. Чему способствует наличие первых высокотемпературных печей и обилие природных материалов. Оттуда искусство глазурирования керамики распространяется в страны Востока.

Статуэтка периода династии Чан. Керамика, глазурь. I в. Китай

В Турции выполняют роспись плитки красками, а после покрывают её прозрачной свинцовой глазурью. В глазурь начинают добавлять примеси меди, что обеспечивает покрытию желтовато-золотистый оттенок. Османские корсары завозят искусство глазурирования в Испанию, откуда оно передаётся в Италию.

Расцвет развития глазури приходится на эпоху Ренессанса. Флорентийский скульптор Лука делла Роббиа изобретает глазурь нового состава и впервые применяет её в масштабных работах по покрытию рельефов люнетт многих храмов во Флоренции. В своей основе она имеет олово и славится неповторимым молочно-белым цветом. Затем он осваивает красочную майолику и украшает ею не только рельефы и скульптуры, но и алтари, интерьеры соборов и капелл. Что получает отражение в наши дни в облицовке изразцами иконостасов и интерьеров храмов.

Лука дела Роббиа. Рельеф (полихромная глазурь). XV в. Италия

В XVI веке потомок Луки дела Роббиа переезжает во Францию и служит придворным скульптором. Он привозит секреты глазурирования терракоты. Во Франции искусство росписи керамики интенсивно развивают мастера Леона и Невера. Несмотря на итальянские истоки, искусство обретает свои черты и народные особенности.

К древнерусским ремесленникам глазурь приходит с Запада в XVI веке благодаря развитию торгово-экономических связей. Широкое распространение получает прозрачная глазурь на основе свинца. Зелёный оттенок даёт ей название – мурава, а покрытым ею изразцам – муравленые. Цветная роспись изразцов приходит на русские земли только в XVII веке от белорусских мастеров, которые в свою очередь получили своё мастерство из Франции.

Русский муравленый изразец. XVII в.

Из эмальерного дела в роспись керамики

Несмотря на широкое использование эмалей для керамики, происхождение своё они получили совершенно в другом искусстве. Археологические раскопки говорят о том, что первые эмали использовались в изготовлении украшений ещё в VI-III веках до н. э. в Египте и Греции. Но настоящее развитие, как особый вид искусства, они получили VI веке в эмальерном ремесле, которое происходит из Византийской империи. Мастера эмальерного дела изготавливали изделия из бронзы и украшали их разноцветными эмалями. В тот период эмалями также начинают называться и сами произведения в этой технике. Их изготавливают перегородчатым и выемчатым способом. То есть ограждают разноцветные эмали от смешивания перегородками на металлических пластинах.

Дальнейший скачок развития искусства происходит в эпоху Возрождения в европейских странах. Тогда и появляется живописная эмаль. Наиболее сильное влияние на роспись керамики оказало  эмальерное дело города Лиможа на юго-западе Франции. Именно там начинается нанесение разноцветных эмалей на металлические изделия без формирования перегородок. Одним из самых известных художников того времени был Леонар Лимозен, получивший звание королевского эмальера. Он достигает невероятной техники в нанесении рисунка, в том числе портретных изображений, с помощью цветных эмалей. Его работы изобилуют мелкими деталями, пестрят яркими цветами и поражают тонкой работой мастера. Работы Леонара Лимозена можно увидеть в Музее Лувр в Париже, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, в Британском музее Лондона и др.

Леонар Лимозен. Эмаль. XVI в. Франция

До XIV века лиможские художники оставались вне конкуренции и удерживали свои позиции в изготовлении покрытых эмалями предметов быта, элементов интерьера и религиозной утвари. Считается, что в XVIII веке данное направление искусства прекращает своё существование из-за распространения фаянса и фарфора. Можно считать и по-другому. Оно не продолжается в том обличии, в котором находилось, а переходит в несколько иные формы. Искусство покрывания эмалями металлов переходит к ювелирам, а орнаменты и цветочные узоры эмалевыми красками наследуются росписью по керамике. Так воедино сплетаются разные виды искусства и обогащают друг друга разными техниками и приёмами.