Керамика непоколебимой воли и жажды исследований Джозайи Веджвуда

Английская керамика имеет относительно недолгий путь развития, но при этом славится своей утонченностью, изысканностью и в то же время прочностью. В чём причина возникновения таких предметов роскоши за короткий период истории? Как английские мастера так быстро приобрели столь полезные навыки и достигли совершенства в гончарном ремесле?

Ответ на этот вопрос сокрыт в тайне. В тайне, передающейся из поколения в поколение и называемой «наследственная преемственность». В Англии все виды декоративно-прикладного искусства развиваются в рамках отдельных семей. Все секреты производства и тонкости мастерства передаются от прадеда к деду, от деда к отцу, от отца к сыновьям. Сохранить и приумножить накопленные годами знания семьи считается делом жизни.

Одним из таких примеров преемственности служит семья Веджвудов и в частности самый знаменитый член этой семьи – Джозайя Веджвуд.  Он по праву считается одним из лучших английских художников-керамистов, талантливым ремесленником, исследователем и новатором в области промышленного производства керамики.

История художника-керамиста, промшленника и исследователя

В семье потомственного гончара Веджвуда, где уже было 12 детей, 12 июля 1730 года появляется ещё один сын, которому дают имя Джозайя. Спустя семь лет отец семейства умирает, оставляя свою мастерскую на старшего сына. Джозайя же становится подмастерьем и всячески помогает брату. В возрасте девяти лет он уже оставляет учёбу в школе и в полной мере присоединяется к семейному бизнесу, участвуя непосредственно в производстве керамических изделий.

Через два года мальчик переносит оспу, в результате чего получает поражение колена и теряет способность работать с гончарным кругом. Но Джозайя не бросает дело отца, а изучает книги по гончарному ремеслу, продолжая помогать брату в посильных для него производственных процессах. Не получив партнерства с братом, Джозайя идёт в подмастерья к крупному мануфактурщику Джону Харрисону, а затем и к самому уважаемому мастеру того времени – Томасу Уилдону. В этот период Джозайя экспериментирует с глазурями, работает над улучшением качества керамики, совершенствует цвета и формы изделий.

Веджвуд начинает вести книгу, в которую записывает все свои опыты и формулы изготовления керамики. В работе с Томасом Уилдоном Джозайя приобретает бесценный опыт и мастерство. И совсем скоро, два года спустя, он становится его полноправным партнером.

А в 1759 году Веджвуд открывает собственную мануфактуру по производству керамических изделий в городе Бёрслем. Его эксперименты на этом не заканчиваются. И в результате многочисленных  опытов появляется зелёная глазурь. Затем он изобретает знаменитый фаянс нежного цвета топлёных сливок, на который в 1763 году получает патент. Далее совершенствуя технологию, Джозайя добивается ещё и прочности «сливочного» фаянса. Образцовый фаянс также получает название «королевский» в честь королевы Шарлотты, для которой мастер изготавливает сервизы.

Сервиз для Екатерины II (сливочная керамика). Дж.Веджвуд. 1773 г.

В 1764 году Веджвуд женится по большой любви на своей кузине Саре. В её лице он получает значительную поддержку. Умная и образованная жена становится компаньоном, изучает формулы технологического процесса производства, принимает активное участие в разработке декора для керамики, занимается финансовыми вопросами. В браке у супругов рождается семеро детей, трое из которых впоследствии продолжают дело отца.

В 1768 году больную ногу приходится ампутировать. Операцию проводит местный хирург, не используя наркоза. Но уже через полгода Джозайя вновь приступает к своим делам. И теперь основной его целью становится совершенствование производства для облегчения человеческого труда. Так появляются новые гончарные круги, работающие под воздействием пара.

В 1771 году Веджвуд открывает новую фабрику по производству изделий из керамики в Стаффордшире под названием «Этрурия». В этот период основным объектом исследований становятся керамические изделия чёрного цвета – базальтовая керамика. Из базальтовой массы на фабрике изготавливаются изысканные вазы чёрного цвета в античном стиле, украшенные фигурами из белой бисквитной керамики, и другие предметы роскоши.

Медальон с изображением Екатерины II (базальтовая масса). Дж. Веджвуд. Около 1780 г.

Для контроля процесса обжига керамических изделий в 1782 году Джозайя изобретает пирометр. Открытие даёт возможность сделать все опыты научно обоснованными. В процессе проведения бесконечного количества расчётов,  совершения множества проб и ошибок появляется яшмовая каменная масса.

Облицовка камина яшмовой керамикой Дж.Веджвуда

Веджвуд тщательно работает над расширением цветового спектра изделий. В результате кропотливого труда он получает новые оттенки один за другим. С этого времени появляется «веджвудская» керамика в том виде, в котором она известна сегодня. Это керамические изделия разнообразных цветов от знаменитого небесно-голубого до чёрного, украшенные белым рельефным рисунком.

Креманка из яшмовой массы. Дж.Веджвуд.1786 г.

На этом достижения Джозайи Веджвуда на его творческом пути не заканчиваются. В 1785 году он получает заказ на изготовление копии античной вазы. Несмотря на сложность заказа, несколько лет неудачных попыток, старания мастера увенчались успехом, и на свет появляется первая копия древнеримской Портлендской вазы.

Копия Портлендской вазы. Дж. Веджвуд. 1789 г.

Английская керамика под именем Джозайи Веджвуда

На сегодняшний день Веджвуд – это не только имя в истории гончарного ремесла, это существующая и процветающая торговая марка. Все разработки великого художника-учёного держатся в тайне и тщательно оберегаются от посторонних. Большинство технологий мастера используется и в наше время для изготовления керамики под его именем. Его потомки, как и прежде, продолжают дело праотца на заводе в Стаффордшире. Фарфор Веджвуда до сих пор славится своей неповторимостью благодаря таланту и внутренней силе великого мастера.

Сервиз из современной коллекции керамики Веджвуда

Теперь в Англию не стекается фарфор со всего света, как в начале XVII века. Напротив, английских фарфор растекается во все уголки мира, наполняя их красотой, совершенством форм, утонченностью линий и разнообразием изысканных оттенков. Имя великих мастеров Англии вписано в историю гончарного ремесла, а их потомки всё также сохраняют традицию преемственности поколений и продолжают их дело.