Период конца XVIII – начала XIX века является знаковым для декоративно прикладного искусства и архитектуры Москвы. В этот период рождаются проекты самых выразительных произведений. Не удивительно, ведь это время расцвета эпохи модерна. Во власти «природного» стиля в архитектуру и искусство приходят художники не по специальному образованию, а по душевному призванию. Одной из таких фигур является знаменитый московский зодчий – Фёдор Осипович Шехтель.
Творчество архитектора охватывает не только фасадный декор, но и внутреннее убранство его строений. Во главу интерьерного оформления Шехтель ставит камин. Проекты каминных облицовок мастер продумывает так, чтобы именно они играли самую важную роль в помещении. Вот почему очаги его работы уникальны, разнообразны и незабываемы. Особый интерес в необъятном творчестве Шехтеля составляет широта его взглядов: от историко-фундаментальных до философско-религиозных.
Внутреннее убранство помещения
Камин в романском стиле, особняк П. П. Смирнова, Тверской бульвар, Москва
Каминные облицовки по эскизам архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля в стилистике Средневековья
Огромное место в творчестве Фёдора Осиповича Шехтеля занимают исторические мотивы. В его работах можно встретить черты романского стиля, западной готики, древнерусского искусства. Особенно заметно это проявляется в интерьерах жилых особняков, которые были продуманы до мельчайших деталей, от бочкообразных сводов до дверных ручек, и в частности – в каминных облицовках. Как правило, создание таких произведений происходило благодаря единству взглядов автора с заказчиком. И, конечно же, на пути к великолепным творением не стояла преграда, вынуждающая выполнять облицовку камина недорого.
Одним из таких творений архитектора является парадная столовая в особняке Петра Петровича Смирнова. Интерьер зала выполнен в романском стиле. Главное украшение интерьера представляет собой массивный камин с колоннами. У основания колонн расположились фигуры львов, оберегающие пламя очага. Верхнюю панель украшает рельефное панно с изображением сцен средневековой битвы.
Очаг в каминном зале, особняк З. Г. Морозовой, ул. Спиридоновка, Москва
Похожие мотивы отобразились и в отделке очага каминного зала особняка Зинаиды Григорьевны Морозовой, построенного в 1883 году. В рельефе радомского песчаника застыли скульптурные фигуры средневековых рыцарей и мифического грифона, венчающего панно. Поддерживают центральную композицию каминной облицовки, обрамляя очаг, составные романские пилоны с резными капителями. На верхней части портала в окружении растительного орнамента изображена эмблема с первой буквой фамилии хозяев особняка в традициях западной готики.
Интересно: Зинаида Морозова обладала немалыми средствами и происходила из обеспеченной купеческой семьи, но после Революции всё её имущество было национализировано, и несколько лет женщине приходилось терпеть гонения и бедствование, до момента пока благодаря связям ей не выписали пенсию в размере 120 рублей.
Эскиз камина Ф. О. Шехтеля для особняка З. Г. Морозовой
Очаг в кабинете, особняк Ф. О. Шехтеля, Ермолаевский пер., Москва
Также мифические существа нашли своё место и в облицовке камина в доме самого архитектора. Действующий очаг из родосского мрамора в кабинете особняка Фёдора Осиповича Шехтеля вместил на центральном панно не только грифонов, но и сфинксов, а также химеру. Все они соединяются в единую композицию хитросплетением лепных лент. Игра Шехтеля с пространством восхищает – каминная облицовка выглядит лёгкой за счёт изящных вогнутых боковых частей портала и в то же время конструкция камина как бы удерживает на себе балкон.
Камин в комнате ожидания, особняк П. И. Харитоненко, Софийская набережная, Москва
Но наибольшее количество великолепных каминов авторства Фёдора Осиповича можно увидеть в особняке известного промышленника-сахарозаводчика Павла Ивановича Харитоненко, построенном в 1893 году. Ныне здание служит резиденцией посла Великобритании. Практически в каждой комнате особняка установлен камин, спроектированный архитектором.
Первый из них встречается в комнате ожидания. Дубовая каминная облицовка полностью выдержана в духе английской готики. Черты стиля отражены в плетении растительного орнамента на каминной доске, ромбовидном узоре в области дымохода в стиле готических витражей, пикообразных навершиях портала с главным украшением посередине в виде креста.
Камин в Розовой гостиной особняка П. И. Харитоненко
Необычный камин расположился в Розовой гостиной. Очаг выполнен из массивного позолоченного резного дерева. Количество мельчайших деталей декоративной отделки просто поражает. Особое внимание привлекают два медальона в центральной части с изображением саламандры и дикобраза подобных тем, что украшаю очаги французского замка Блуа.
Фрагмент отделки очага в Розовой гостиной особняка П. И. Харитоненко
Камин в Голубой гостиной особняка П. И. Харитоненко
Неповторимое произведение из резного дуба также можно встретить в Голубой гостиной. Каминная конструкция наделена чертами неоготики. Отделка складывается из множества элементов тончайшей работы: и орнаментальных колонн, и объёмных скульптур, и горельефного панно по мотивам средневекового рыцарства.
Панно камина в Голубой гостиной
Каминная облицовка, особняк С. П. Рябушинского, Москва, фото нач. XX в.
Облицовка каминов по эскизам гения московского модерна Фёдора Шехтеля
Модерн удерживает твёрдые позиции в творчестве Шехтеля как в архитектурно-фасадном оформлении многочисленных зданий, от жилых домов и гостиниц до банков и театров, так и в их внутреннем убранстве. Философия жизни и природной организации практически полностью вытесняет из творчества мастера исторические мотивы. Уже над входом своего особняка, спроектированного на манер средневекового замка, Шехтель символично изображает три стадии жизни человека в виде бутона, расцветшего и увядающего цветка ириса.
Гений московского модерна раскрывается уже в строительстве особняка для основателя завода АМО (ЗИЛ) Степана Павловича Рябушинского. Здесь в каждом цветке росписи, каждой волне орнамента, каждой линии лепнины и каждом витке лестницы живёт плавное течение жизни. А сама структура расположения комнат здесь выполнена подобно ветвям Древа жизни с восхождением на второй этаж к конечной цели – молельни.
К сожалению, первый камин, выполненный в естественных линиях модерна, не сохранился. Очаг был разобран по указанию Максима Горького, проживавшего в особняке с 1931 года. Но сохранились старинные фотографии и некоторые сведения о нём. Центральное панно каминной облицовки из каррарского мрамора украшала женщина-бабочка с распахнутыми крыльями – распространённый образ эпохи модерна.
Очаг в Большой гостиной, особняк А. И. Дерожинской, Кропоткинский пер., Москва
Целый мир единения природы и человека, свойственного модерну, открывается в особняке, возведённом Фёдором Шехтелем в 1901 году для Александры Ивановны Дерожинской. Это произведение стало одной из самых известных работ архитектора и памятником русского модерна. Основным материалом для отделки и декорирования помещений особняка, в том числе и его каминов, служит дерево.
Очаг в Большой гостиной заключён в огромный деревянный портал, украшенный панно с выточенным изображением деревьев. Топку камина обрамляет композиция из двух человеческих статуй. С первого взгляда, брошенного на неё, чувствуется, что здесь разыгрывается целая драма. Две скульптурные фигуры по бокам словно несут на себе тяжкое бремя. Фигура женщины стоит спиной, вскинув руки, будто изливая свою боль слезами. Лицо мужской фигуры напряжено, наполнено целой гаммой негативных чувств.
Облицовка портала плиткой в столовой особняка А. И. Дерожинской
Более жизнерадостный вариант отделки автор спроектировал для столовой. Камин с облицовкой лёгкой и яркой зелёной мини-плиткой радует глаз и отлично сочетается с деревянным убранством комнаты, выполненной в чертах английского и австрийского модерна. Основной изюминкой оформления служат два ряда рельефной плитки с гранями, выложенной в шахматном порядке. Как бы вторым порталом поверх керамического служит дубовый сервант.
Каминный портал в спальне особняка А. И. Дерожинской
Характерное оформление в духе русского модерна получил очаг в спальне хозяйки особняка. Элегантный белый портал оплетает ненавязчивый рисунок из волнообразных симметричных линий. Над порталом установлено зеркало. Ранее оно было дополнительно декорировано плетущимися светильниками, которые, к несчастью, были утрачены.
Мы рассмотрели лишь малую часть неповторимых произведений Фёдора Осиповича Шехтеля. Большинство из них сохранилось благодаря кропотливому труду реставраторов. Часть наследия великого зодчего, к сожалению, утеряна, и судить о неповторимых каминных облицовках мы можем лишь по выполненным эскизам и старинным фотографиям.