Символизм христианства через керамическое церковное убранство

Керамика как в фасадной отделке, так и в убранстве церковного интерьера постепенно стала основным материалом. Керамический декор видоизменялся на протяжении веков его использования, рецепты изготовления совершенствовались, придавая всё более высокие качественные характеристики и расширяя разнообразие вариантов исполнения. В практичности и пластичности керамике нет равных. В связи с этим керамический декор использовался в архитектуре со времён появления изделий из обожжённой глины. Церковные и светские строения богато украшались глиняными плитками, изразцами, керамическими поясами, наличниками и лепными декоративными элементами.

Основным мотивом применения керамики в церковном убранстве послужила идея символизма: передача лика Бога через свет. В связи с этим возникла необходимость обильного использования его источников и отражающих элементов. Блеск глазурей и яркость красок керамического убранства подходили для этого как нельзя лучше. В фасадной отделке русских храмов использовали цветные изразцы, украшенные изображениями диковинных птиц и животных, растительными и цветочными орнаментами. Керамическая облицовка стала также полем для изображения символических и сюжетных религиозных мотивов. Благодаря живописному фасадному декору многие храмы стали шедеврами архитектуры и церковного искусства.

Фасадная церковная керамика

После принятия христианства на Руси в фасадной церковной архитектуре начинает активно использоваться керамика по примеру византийской культуры. Первоначально в декоре применялась керамическая плитка. Так по свидетельствам раскопок некоторые части стен Десятинной церкви, одного из первых храмов Киевской Руси, украшали декоративные изделия из обожжённой глины в виде плиток. Затем в обиход вошли и изразцы.

Появление изразцов в фасадном декоре церквей, храмов и монастырей начинается с терракоты (обожжённая глина без глазуровки). Мастера покрывали такую отделку побелкой, в результате чего она приобретала схожий вид с резным белым камнем. Эту схожесть подчёркивали и рельефным растительным узором, свойственным белокаменной резьбе.

Ранние глазурованные изразцы можно встретить в оформлении Покровского собора в Москве. Строительство храма датируется XVI веком. В его убранстве используются плоские необычной формы изразцы из светлой глины, покрытые прозрачной глазурью коричневого, зелёного и жёлтого цветов.

Покровский собор, г. Москва, XVI в.

Появление многоцветного русского изразца тесно связано с церковным убранством. Секреты производства цветных полив попадают на русские земли благодаря белорусским мастерам и впервые применяются при строительстве Новоиерусалимского монастыря. Сияние красок керамических иконостасов и поясов на фасадах храмов создаются руками Степана Полубеса, Игнатия Максимова, Петра Заборского, Ивана Семёнова и других керамистов.

Фрагмент керамической отделки Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря, г. Истра, XVII в.

В XVII веке богатое убранство храмов становится визитной карточкой купеческого Ярославля. Именно в этот период благодаря оформлению церквей зарождается знаменитая техника ярославского изразца. Фасады святых стен превращаются в целые декоративные панно благодаря художникам-керамистам.

Изразцовая отделка барабанов церкви Богоявления, г. Ярославль, XVII в.

В последующие периоды истории керамическое церковное искусство продолжает развиваться. Керамические изразцы можно увидеть в отделке храма Спаса Нерукотворного в Абрамцево, на фасаде Покровской церкви Марфо-Мариинской обители и других храмов. В изготовлении изразцов на протяжении веков сохраняются традиции древнерусского искусства керамики.

Керамика в фасадном декоре храма Спаса Нерукотворного, с. Абрамцево, XIX в.

Керамика во внутренней отделке церквей

С самых истоков освоения ремесленниками искусства керамики этот материал стал широко применяться для отделки алтарей и иконостасов. Постепенное сокращение использования дерева и мрамора в пользу керамики обусловлено качественными свойствами материала. Использовавшиеся ранее повсеместно деревянные иконостасы с золочёным декором имели свойство рассыхаться, по причине чего требовали довольно частой и дорогостоящей реставрации с восстановлением позолоты. Мраморная облицовка использовалась гораздо реже, потому как имела очень высокую стоимость. Но вопреки своей ценности всё равно имела ряд недостатков, начиная с большого веса и заканчивая сильными ограничениями в оформлении из-за невозможности исполнения рельефных и резных элементов.

Керамика стала универсальным материалом, решившим все изъяны существовавших ранее вариантов. Красота, изящество и безграничные декоративные возможности  керамической облицовки не дают шансов конкурировать с ней другим материалам. Что же касается практичности, то керамика отличалась своей прочностью, легко очищалась от пыли и копоти, сохраняя свой первозданный вид долгие годы. Если говорить о подземных храмах и молельнях, то исходя из условий повышенной влажности и постоянной низкой температуры, керамическая отделка здесь просто не имеет альтернатив. И ещё одно немаловажное для храмов свойство керамики – усиление акустики.

На рубеже XIX и XX веков наблюдался пик использования керамики для внутреннего церковного убранства, в особенности для отделки иконостасов. Начиная с 1895 года производством фаянсовых иконостасов занимался Тверской завод Матвея Кузнецова при участии лучших художников-керамистов Москвы. Одна из выполненных заводом работ была удостоена награды на Всемирной выставке в Париже и радует посетителей церкви Святого Владимира в Марианске-Лазне (Чехия).

Фаянсовый иконостас, г. Марианске-Лазне, нач. XX в.

Реставраторы уделяют большое внимание восстановлению подлинного изразца. Свидетельствуют об этом масштабные реставрационные работы изразцовой отделки храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни, храма Святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садах, церкви Успения Пресвятой Богородицы, соборов Ярославля и других храмов XVII века. Мастера чтут и прославляют культуру и традиции искусства керамики древней Руси.

Сегодня в церковном убранстве керамика не потеряла своей популярности, при строительстве храмов также активно применяются изразцы, плитка и мозаика. В интерьере храмов керамику можно встретить повсюду, от пола до купола, в экстерьере – на стенах и святых вратах храмов. Независимо от времени создания керамические фасады привлекают внимание своими замысловатыми узорами и разноцветьем сияющих глазурей, оформление алтарей и иконостасов захватывает дух и заставляет замирать наше сердце. Благодаря своим уникальным качествам керамические фризы, купола, надвратные иконы долгие годы дарят православным храмам величественность, одухотворённость, красоту и изящество.