Керамика модерна – яркое подтверждение мирового единства языка искусства

На рубеже XIX и XX века в искусство и архитектуру повсеместно ворвалось новое течение – модерн. Основная идея – уход от геометричности, правильности форм и надуманности линий в стремлении к естественности. Природа ставится во главе всего, возводится в ранг главного источника вдохновения в искусстве. Отсюда появление натуральных материалов на фасадах зданий, в оформлении интерьеров и предметах декора. Это золотое время для керамики. Наибольшее проявление модерн получает именно в декоративно-прикладном искусстве. Такая тенденция складывается за счёт распространения стиля благодаря Всемирным выставкам, посвящённым технологическим достижениям и произведениям прикладного искусства.

Зарождение нового течения связано в первую очередь с Западной Европой, где ощущалось глубокое влияние восточной культуры. В разных странах стиль получил своё название, и его развитие происходило в индивидуальном русле. Так бельгийский модерн «ар-нуиль» и немецкий «югендстиль» обретают свои черты в основном в живописи и скульптуре, в то время как произведения архитектуры наполняются природной живостью во всей красе «модернизма» в Испании и «ар-нуво» во Франции. В России стиль модерн развивался параллельно европейскому, но под другими источниками влияния и, наряду с общими чертами, имел некоторые особенности. Что же касается керамики в стиле модерн, то независимо от страны, она излучает энергию, будоражит воображение и рисует настоящие картины, которые не создают впечатление застывшего момента, а дарят ощущение жизни.

Декоративная керамика эпохи модерна

В декоративной керамике особенно сильно ощущается влияние искусства востока на формирование стиля. Вазы и посуду украшают растительные и цветочные орнаменты, изображения насекомых и животных, свойственных японскому фарфору. Примером этому служит сервиз французского художника-керамиста Леона Канна. Каждый предмет из сервиза выполнен в виде плода фенхеля в серо-зелёных оттенках и украшен лепной фигуркой насекомого. Мастер осуществил перенос природных линий в декоративный предмет, интегрируя утилитарные функции в натуралистические формы.

Столовый сервиз, Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Леон Канн, 1900-1904 гг.Столовый сервиз, Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Леон Канн, 1900-1904 гг.

Новаторством отличались работы немецкого керамиста-модерниста Макса Люгера. Его керамика, проявлявшая себя в формах и линиях, словно сама собой является частью природы. Знаменитая ваза работы мастера создаёт впечатление живого растения, сплетающего свои стебельки.

Ваза (керамика), Германия. Макс Люгер, 1899 г.Ваза (керамика), Германия. Макс Люгер, 1899 г.

За массовое производство посуды в начале XIX века берётся и шведская фабрика Рёрстранд. Они используют в своих произведениях деликатные тона, в их цветовой гамме преобладает бледно-зелёный, светло-розовый и серый. Керамика модерна, изготовленная на фабрике, холодна своими оттенками, но очень чувственна тонкими чертами и натуралистическими формами. Одним из мастеров знаменитых произведений фабрики является Нильс Эмиль Лундштром. Его работы воплощают в себе основные принципы стиля.

Ваза, Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Нильс Эмиль Лундштром, 1900-1903 гг.Ваза, Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Нильс Эмиль Лундштром, 1900-1903 гг.

Изразцовые камины и печи в стиле модерн

Изразцовые камины и печи с характерными чертами стиля очень ярко представлены русским модерном. Их создатели  неразрывно связаны с мастерской Абрамцево. Именно здесь царила свобода творчества без штампов и шаблонов, которая и способствовала развитию отрицаемого академизмом стиля. Сочетание захлестнувшего модерна и упорного стремления отразить национальные черты подарило своеобразную новую грань – неорусский стиль. Проявление национальных черт выходило за рамки искусства и никак не могло вписаться в них до появления гармоничного национально-романтического направления.

Фрагмент изразцового камина, музей Абрамцево. М.А. Врубель, 1890 г.Фрагмент изразцового камина, музей Абрамцево. М.А. Врубель, 1890 г.

Изразцовые камины и печи в эпоху модерна  были довольно популярны и в других странах. Печь в керамике ар-нуво, созданная Жан-Мари Шапюи, является яркой представительницей стиля. Каждая деталь декора печи почерпнута из природы, даже ножки выполнены в форме крепких львиных лап. Для керамики выбран цветочный орнамент и натуральные оттенки. Облицовка кажется лёгкой и тонкой благодаря контрасту с чугунными дверцами топки.

Изразцовая печь ар-нуво, Жан-Мари Шапюи, начало XX в.Изразцовая печь ар-нуво, Жан-Мари Шапюи, начало XX в.

Керамика эпохи модерна в фасадной архитектуре

В архитектуре проявляются те же характерные для модерна черты, что и в других направлениях изобразительного и выразительного искусства. В отделке фасадов используются преимущественно керамика, стекло, металл. Каждый элемент конструкции становится объектом творческого самовыражения архитектора.

Когда речь заходит о фасадной керамике в стиле модерн, нельзя не упомянуть майоликовый дом в Вене работы известного австрийского архитектора Отто Вагнера. Керамическая плитка для отделки фасада выполнена фирмой Винербергер. Этот жилой дом служит своеобразным символом зарождения стиля в Австрии. Керамическая облицовка фасада этого жилого здания сияет яркими красками и блеском глазури, зачаровывает обилием замысловатого растительного орнамента, который словно оплетает весь дом, разрастаясь всё сильнее к верху.

Майоликовый дом, Вена. Арх. Отто Вагнер, 1910 г.Майоликовый дом, Вена. Арх. Отто Вагнер, 1910 г.

Если перенестись в Испанию в поисках фасадной облицовки в стиле модернизма, то увиденные произведения фасадной керамики, скорее всего, будут связаны с именем великого архитектора этой эпохи – Антонио Гауди. Облицовка фасадов зданий работы архитектора славится обилием керамики и стекла, пёстрым орнаментом и сочностью цветов, как и все произведения в стиле испанского модернизма. Одно из самых известных произведений архитектора – Дом Бальо в Барселоне.

Дом Бальо, Барселона. Арх. Антонио Гауди, 1877 г.Дом Бальо, Барселона. Арх. Антонио Гауди, 1877 г.

Фасадная керамика русского модерна гораздо сдержаннее и в обилие росписей, и в цветовом исполнении, но при этом ничуть не уступает по своей красоте зарубежным произведениям. Отделка фасадов в стиле русского модерна и французского ар-нуво отличается своим символизмом. Облицовка дома архитектора Антона Александровича Галецкого одно из произведений фасадной керамики русского модерна. Мозаичное панно с алыми маками создано для символичного отображения четырёх периодов жизни человека.

Фасадное керамическое панно в стиле русского модерна, Москва. Арх. А.А. Галецкий, 1903-1904 гг.Фасадное керамическое панно в стиле русского модерна, Москва. Арх. А.А. Галецкий, 1903-1904 гг.

Пусть эпоха модерна была недолговечной, зато она внесла яркие краски в искусство. Зародившийся стиль до сих пор активно используется как в искусстве, так и в дизайне. Декоративная и отделочная керамика в стиле модерн пользуется большим спросом в оформлении интерьера и экстерьера зданий различного назначения.

Течение модерна стало ответом на всецелое поглощение прикладного искусства промышленной революцией. Это своеобразный протест против серийного машинного производства. Эпоха модерна вознесла декоративно-прикладное искусство на уровень изобразительного с применением высоких стандартов мастерства и дизайна в окружающих нас повседневных объектах интерьера и фасадного декора.

Popup content