Керамика модерна – яркое подтверждение мирового единства языка искусства

На рубеже XIX и XX века в искусство и архитектуру повсеместно ворвалось новое течение – модерн. Основная идея – уход от геометричности, правильности форм и надуманности линий в стремлении к естественности. Природа ставится во главе всего, возводится в ранг главного источника вдохновения в искусстве. Отсюда появление натуральных материалов на фасадах зданий, в оформлении интерьеров и предметах декора. Это золотое время для керамики. Наибольшее проявление модерн получает именно в декоративно-прикладном искусстве. Такая тенденция складывается за счёт распространения стиля благодаря Всемирным выставкам, посвящённым технологическим достижениям и произведениям прикладного искусства.

Зарождение нового течения связано в первую очередь с Западной Европой, где ощущалось глубокое влияние восточной культуры. В разных странах стиль получил своё название, и его развитие происходило в индивидуальном русле. Так бельгийский модерн «ар-нуиль» и немецкий «югендстиль» обретают свои черты в основном в живописи и скульптуре, в то время как произведения архитектуры наполняются природной живостью во всей красе «модернизма» в Испании и «ар-нуво» во Франции. В России стиль модерн развивался параллельно европейскому, но под другими источниками влияния и, наряду с общими чертами, имел некоторые особенности. Что же касается керамики в стиле модерн, то независимо от страны, она излучает энергию, будоражит воображение и рисует настоящие картины, которые не создают впечатление застывшего момента, а дарят ощущение жизни.

Декоративная керамика эпохи модерна

В декоративной керамике особенно сильно ощущается влияние искусства востока на формирование стиля. Вазы и посуду украшают растительные и цветочные орнаменты, изображения насекомых и животных, свойственных японскому фарфору. Примером этому служит сервиз французского художника-керамиста Леона Канна. Каждый предмет из сервиза выполнен в виде плода фенхеля в серо-зелёных оттенках и украшен лепной фигуркой насекомого. Мастер осуществил перенос природных линий в декоративный предмет, интегрируя утилитарные функции в натуралистические формы.

Столовый сервиз, Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Леон Канн, 1900-1904 гг.

Новаторством отличались работы немецкого керамиста-модерниста Макса Люгера. Его керамика, проявлявшая себя в формах и линиях, словно сама собой является частью природы. Знаменитая ваза работы мастера создаёт впечатление живого растения, сплетающего свои стебельки.

Ваза (керамика), Германия. Макс Люгер, 1899 г.

За массовое производство посуды в начале XIX века берётся и шведская фабрика Рёрстранд. Они используют в своих произведениях деликатные тона, в их цветовой гамме преобладает бледно-зелёный, светло-розовый и серый. Керамика модерна, изготовленная на фабрике, холодна своими оттенками, но очень чувственна тонкими чертами и натуралистическими формами. Одним из мастеров знаменитых произведений фабрики является Нильс Эмиль Лундштром. Его работы воплощают в себе основные принципы стиля.

Ваза, Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Нильс Эмиль Лундштром, 1900-1903 гг.

Изразцовые камины и печи в стиле модерн

Изразцовые камины и печи с характерными чертами стиля очень ярко представлены русским модерном. Их создатели  неразрывно связаны с мастерской Абрамцево. Именно здесь царила свобода творчества без штампов и шаблонов, которая и способствовала развитию отрицаемого академизмом стиля. Сочетание захлестнувшего модерна и упорного стремления отразить национальные черты подарило своеобразную новую грань – неорусский стиль. Проявление национальных черт выходило за рамки искусства и никак не могло вписаться в них до появления гармоничного национально-романтического направления.

Фрагмент изразцового камина, музей Абрамцево. М.А. Врубель, 1890 г.

Изразцовые камины и печи в эпоху модерна  были довольно популярны и в других странах. Печь в керамике ар-нуво, созданная Жан-Мари Шапюи, является яркой представительницей стиля. Каждая деталь декора печи почерпнута из природы, даже ножки выполнены в форме крепких львиных лап. Для керамики выбран цветочный орнамент и натуральные оттенки. Облицовка кажется лёгкой и тонкой благодаря контрасту с чугунными дверцами топки.

Изразцовая печь ар-нуво, Жан-Мари Шапюи, начало XX в.

Керамика эпохи модерна в фасадной архитектуре

В архитектуре проявляются те же характерные для модерна черты, что и в других направлениях изобразительного и выразительного искусства. В отделке фасадов используются преимущественно керамика, стекло, металл. Каждый элемент конструкции становится объектом творческого самовыражения архитектора.

Когда речь заходит о фасадной керамике в стиле модерн, нельзя не упомянуть майоликовый дом в Вене работы известного австрийского архитектора Отто Вагнера. Керамическая плитка для отделки фасада выполнена фирмой Винербергер. Этот жилой дом служит своеобразным символом зарождения стиля в Австрии. Керамическая облицовка фасада этого жилого здания сияет яркими красками и блеском глазури, зачаровывает обилием замысловатого растительного орнамента, который словно оплетает весь дом, разрастаясь всё сильнее к верху.

Майоликовый дом, Вена. Арх. Отто Вагнер, 1910 г.

Если перенестись в Испанию в поисках фасадной облицовки в стиле модернизма, то увиденные произведения фасадной керамики, скорее всего, будут связаны с именем великого архитектора этой эпохи – Антонио Гауди. Облицовка фасадов зданий работы архитектора славится обилием керамики и стекла, пёстрым орнаментом и сочностью цветов, как и все произведения в стиле испанского модернизма. Одно из самых известных произведений архитектора – Дом Бальо в Барселоне.

Дом Бальо, Барселона. Арх. Антонио Гауди, 1877 г.

Фасадная керамика русского модерна гораздо сдержаннее и в обилие росписей, и в цветовом исполнении, но при этом ничуть не уступает по своей красоте зарубежным произведениям. Отделка фасадов в стиле русского модерна и французского ар-нуво отличается своим символизмом. Облицовка дома архитектора Антона Александровича Галецкого одно из произведений фасадной керамики русского модерна. Мозаичное панно с алыми маками создано для символичного отображения четырёх периодов жизни человека.

Фасадное керамическое панно в стиле русского модерна, Москва. Арх. А.А. Галецкий, 1903-1904 гг.

Пусть эпоха модерна была недолговечной, зато она внесла яркие краски в искусство. Зародившийся стиль до сих пор активно используется как в искусстве, так и в дизайне. Декоративная и отделочная керамика в стиле модерн пользуется большим спросом в оформлении интерьера и экстерьера зданий различного назначения.

Течение модерна стало ответом на всецелое поглощение прикладного искусства промышленной революцией. Это своеобразный протест против серийного машинного производства. Эпоха модерна вознесла декоративно-прикладное искусство на уровень изобразительного с применением высоких стандартов мастерства и дизайна в окружающих нас повседневных объектах интерьера и фасадного декора.