Керамика в убранстве мечети
Искусство керамики в различных странах имело свой источник зарождения и путь развития на протяжении веков. Существенное влияние на его становление оказывали исторические события, национальные и религиозные особенности населения, климатические и географические факторы. Распространение направлений искусства по миру, обмен мастерством художников и ремесленников в средние века был связан в первую очередь с переделом территорий (военными противостояниями) и налаживанием торговых связей между государствами (формированием сухопутных и морских путей). В мусульманских странах происходило ограниченное заимствование из других культур и наиболее сильно на эволюцию искусства воздействовали традиции и религиозные догматы.
Что влияло на развитие керамического искусства в исламских странах?
Религия ислама определила основные направления и рамки развития искусства керамики. Особенное влияние оказал запрет веры на использование серебряной и золотой посуды и сосудов для принятия пищи и воды, а также в хозяйственных нуждах. В связи с этим самым популярным материалом стала керамика в силу своей практичности и пластичности. В то же время мусульманские мастера стремились воссоздать описанные в священном Коране золотые и серебряные сосуды. Поэтому мастера делали попытки придать изделиям из глины глянец и сияние и проводили множество экспериментов для открытия совершенных глазурей и эмалей.
Интересно: существует такое понятие - аниконизм. Он проявляется в исламе путем того, что изображения живых существ были строго запрещены, в том числе и на керамике. Людям, создававшим такие изображения, было обещано суровое наказание в День Суда.
Кувшин из обожжённой глины, Турция, XII в.
Развитие гончарного искусства под влиянием ислама
Секреты изготовления керамики были известны ещё с древности. Ранние изделия для хозяйственного использования производились из глины с последующим обжигом, имели матовую поверхность и выполняли исключительно практическую функцию. Для придания декоративных свойств мастера украшали свои изделия рельефным орнаментом. Такую посуду производили и использовали на протяжении многих веков, несмотря на появление богатого разнообразия декора.
Керамический сосуд, Иран, XIV век
Постоянно совершенствуя своё мастерство, ремесленники сначала стали добавлять свинец в керамические изделия, а затем и изготавливать свинцовую глазурь. С VII века широкое распространение получили монохромные эмали. Необычайно сильное влияние оказала на эстетику оформления мусульманской керамики гончарное искусство Китая. В погоне за рецептами китайского фарфора мастера пытались создать белую глиняную массу. Для этого в рецептах использовалась закись олова. Но в результате была получена полива белого цвета, которую использовали в качестве эмали для покрытия посуды.
Фрагмент керамического блюда, Турция, XII в.
В VIII веке на территории Ирака мастера в попытках создания эффекта золота и серебра изобрели новую технику глянцевой аппретуры или “люстр”. Эта техника предполагала использование окиси серебра или меди в смеси с глиной и кислотами. В результате обжига на керамических изделиях оставался тонкий слой металла.
Расцвет исламской керамики как искусства начался в эпоху мусульманского Золотого века и особенно проявился в архитектуре. Это время интенсивного развития науки и культуры в рамках Арабского халифата. Именно в этот период окончательно сформировались характерные черты и утвердились традиции искусства керамики в странах ислама.
Изразцовое убранство Голубой мечети, Стамбул, нач. XVII в.
Архитектурная керамика стран мусульманского мира
Архитектурная керамика взяла своё начало в мусульманской части Испании и впервые использовалась в виде черепицы, а затем уже перешла на фасады зданий и во внутреннюю отделку. Со своим появлением облицовочная керамика стала неотъемлемым декоративным элементом убранства мечетей. Именно мечети способствовали обретению керамикой характерных религиозных черт.
Стены мечетей украшались изразцами звездообразной и крестообразной формы. Из них выкладывались сложные геометрические узоры подобные тканым коврам. Именно в керамическом декоре родился узор «арабеска», состоящий из пятиконечных или шестиконечных звёзд и геометрических фигур. Также довольно часто использовался растительный орнамент. Роспись по керамике характеризовалась наличием множества деталей и тщательной прорисовкой чётких линий. Из разноцветной керамики выполнялись также панели и фризы, расписанные строками из Корана.
Одним из выдающихся памятников исламской архитектуры и изразцового искусства является знаменитая Голубая мечеть в Стамбуле. Её декор выполнен из более 20 000 изразцов с традиционными узорами. Изразцы ручной работы были выполнены на фабриках Изника, славившихся уникальным мастерством в производстве керамики.
Керамика в отделке построек некрополя Шахи-Зинда, Самарканд, XIV-XV вв.
Неразрывно с религиозным миром ислама связано сооружение величественных некрополей. Ещё в древнем Египте для погребения знати сооружались «города мёртвых», на территории которых возводились храмы. Керамическая мозаика и изразцы в украшении гробниц, мавзолеев и других построек в местах захоронений использовались довольно часто. Некрополь Шахи-Зинда - один из величайших архитектурных ансамблей воплощающих соприкосновение мира живых и царства усопших.
Керамическая отделка входа во дворец Мохатта, Карачи, XX в.
Что же касается светского использования керамики, то без её изысканности и шика нельзя представить архитектуру восточных дворцов. Светская жизнь мусульман настолько переплетена с религиозной, что исламские традиционные элементы из религиозных построек переходят и в жилые помещения. Достаточно взглянуть на испано-мавританские алькасары, резиденции халифов, султанов и королей арабского халифата, Египта и Сирии и другие величественные постройки мусульманских стран.
Декоративная и архитектурная керамика мусульманских стран – особое искусство, тесно связанное с религиозными устоями. Изделия из глины до сих пор широко применяется в хозяйстве, а также для украшения домов, общественных зданий и религиозных построек в странах ислама. Мастерство художников-керамистов на протяжении веков совершенствовалось, но по-прежнему осталось в рамках устоев и традиций, в результате чего искусство керамики мусульманских стран, как и прежде, исключительно и самобытно.
Керамическая отделка средневековья во многих мусульманских странах сохранилась и по-прежнему радует своей яркостью и разнообразием. Архитектурные памятники стали настоящими музеями искусства керамики. С мусульманской керамикой разного периода многовековой истории можно ознакомиться в Музее исламской керамики в Каире, в Музее керамики имени Гонсалеса Марти в Валенсии, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Государственном музее Востока в Москве и в других уголках мира.