Советская мозаика
Мозаика – один из самых распространённых видов монументально-декоративного искусства Советского Союза. Панно из керамики и смальты встречаются повсеместно на просторах стран бывшего СССР. Многие из них посвящены идеологии того времени и полностью соответствуют интересам правящей партии.
Общие черты мозаик Советского Союза
Несмотря на общую идею и линию развития, в огромном многонациональном государстве можно увидеть самобытность каждого народа. Очень интересно рассматривать черты той или иной культуры через искусство. Иногда произведения мастеров дают представление о том, где они появились, как, кем и когда были созданы. В творческие работы в полной мере перетекают окружающая среда, традиции, быт и переживания художника. В мозаичных картинах находят отражение национальные костюмы, характерные особенности экономической и культурной жизни.
Следует также помнить, что СССР предусматривает сотрудничество в рамках развития экономики и науки. Происходит распределение народно-хозяйственной, производственной и научно-технической деятельности по отраслям в условиях тесного взаимодействия. Приоритетность в развитии отдельных направлений экономики республик также оказывает влияние на сюжеты монументальных панно.
Мозаичное панно на здании ДК, г. Кашира, Московская область (РСФСР). 1930 г.
Уникальные национальные черты советских народов в мозаике
Мозаики каждой республики Советского Союза уникальны и имеют свои особые черты и отличия, связанные с национальной историей, традициями и ролью, которая каждая республика играла для всего Союза.
Стены зданий РСФСР пестрят лозунгами и призывами, отображают все достижения науки и техники. Тут сюжеты мозаики наиболее подчинены идеологии, повсеместно встречаются изображения ключевых личностей в истории Советского Союза. Зачастую герои мозаик воплощают в себе образцового советского гражданина.
Мозаичное панно на фасаде здания филармонии, г. Киров (РСФСР). 1963 г.
Что же касается национальных черт, то в облицовке стен зданий на просторах Российской Республики можно увидеть женщин с традиционными кокошниками на голове и мужчин в русских вышитых подпоясанных рубахах. Музыканты играют на балалайке, гармони или дудочке. Славянские мотивы встречаются и в исторических сюжетах.
Мозаичное панно на здании туристического центра, г. Москва (РСФСР)
Мозаичное панно, г. Кишинёв (Молдавская ССР)
Для мозаичных панно Молдавской Советской Социалистической Республики присущи яркие краски и геометрические формы. Основной отраслью сельского хозяйства в Республике считается виноградарство. Это даёт отражение в мозаике. Керамические панно украшает орнамент в виде виноградной лозы, а сюжеты воспевают работников сельского хозяйства, изображая процесс сбора урожая.
Мозаичное панно на здании Центра матери и ребёнка, г. Кишинёв (Молдавская ССР)
В Молдавской ССР очень распространены агитирующие сюжеты на медицинскую тематику. Это объясняется сложностью пути развития медицинского обслуживания, острой эпидемиологической ситуацией и нехваткой квалифицированного персонала.
Мозаика, с. Кременчуки, Хмельницкая область (УССР)
На мозаиках Украинской Советской Социалистической Республики головы девочек и женщин украшают венки с длинными развивающимися лентами. Одежда украшена национальным узором в виде вышивки, мужчины одеты в штаны-шаровары. Нередко встречается тема общего труда, навеянная процветанием колхозов и совхозов.
Мозаичное панно, г. Одесса (УССР). 1952 г.
Мозаичное панно, г. Ташкент (Узбекская ССР)
Характерной особенностью для керамики на стенах зданий Узбекской Советской Социалистической Республики являются восточные орнаменты. Мозаикой украшено множество фасадов и карнизов жилых домов. Узор, как правило, представлен сочетанием двух-трёх ярких сочных цветов. Даже идеологические сюжеты обрамлены в характерный орнамент.
Мозаика в облицовке бассейна, г. Адлер (ССР Абхазия). 1972 г.
Декоративно-монументальное искусство Советских Социалистических Республик Грузии и Абхазии связаны с громким именем Зураба Церетели. Когда речь идёт о мозаике его работы, то следует отметить не только неповторимый стиль, но и о новаторство в этой области. Отдельные города Грузии и Абхазии служат наибольшими рекреационными центрами СССР. Поэтому именно здесь в 60-70-х годах берёт начало модное направление оформления мозаикой бассейнов, фонтанов и детских площадок по всему Советскому Союзу.
Мозаичное панно, г. Боржоми (ССР Грузия)
Мозаики Республик Грузия и Абхазия наполнены цветом и жизнерадостностью, они яркие, как правило, не содержащие политических мотивов, чаще с изображением природы и животных со свойственным странам солнечным колоритом.
Мозаика на жилом здании, г. Абаша (ССР Грузия)
Что же касается людей, изображенных на панно, то тут характерной особенностью служат неповторимые национальные костюмы. Мужчины зачастую изображены с оружием, иногда в качестве всадников, женщины – за работой. В Грузии и Абхазии сильно развито виноградарство и плодоводство, они являются основными поставщиками цитрусовых и других фруктов, вина и чая. Хозяйственная деятельность также запечатлена в облицовке зданий керамикой.
Мозаичное панно, г. Бобруйск (Белорусская ССР).
Единение народов Советского Союза в мозаике
У каждого народа, несмотря на политические границы и взаимоотношения, существуют свои этнические особенности, свой национальный колорит, свои традиции. Всё это получает отражение в культуре и искусстве, обогащая мировое наследие неповторимыми произведениями.
Но есть и объединяющие разные народности мозаичные панно. В Советских Республиках можно встретить панно, несущие идею общности народов. Такие сюжеты говорят о мире и содружестве стран, об общей истории, праздниках и традициях. Они запечатлевают единение народов в труде, освоении космоса, борьбе за человеческие жизни и счастливое детство, за мир и свободу.
Нередко встречается в мозаике и сюжет встречи гостей «хлебом, солью». Это символизирует гостеприимство народов. Такие панно можно увидеть на вокзалах, автобусных станциях и на въездах в города стран бывшего СССР.