Красота исконно русских орнаментов в росписи фаянса и изразцов гжель

Разнообразие и великолепие русских изразцов нельзя представить без изразцов гжель. Синий орнамент на фоне белой эмали напоминает голландские изразцы, но в то же время настолько колоритный, что отбрасывает всякие попытки сравнения. Камин или печь с изразцами гжель очень выразительно передаёт народные мотивы. Несмотря на единый цвет пигмента, в росписи присутствует глубина.

Красота русских орнаментов воплощается в росписи гжель также по другим изделиям из керамики, фаянсовой посуде и предметам декора. Сегодня мотивы такой росписи применяются даже для украшения техники и мебели. Откуда же происходят необычные орнаменты? Каким образом достигается переход от глубокой синевы мазков до полупрозрачных голубых тонов? Чем особенны керамические изделия гжель? И каково место гжельских изразцов в современном интерьере?

Изразец печной гжель

История возникновения знаменитой посуды и печных изразцов с росписью гжель

Родиной гжельских изразцов и посуды является значительная территория, объединившая в себе 27 деревень, на расстоянии около 60 км от Москвы. Регион носил название «Гжельский куст». Происхождение гжельской керамики связано с добычей различных сортов глины в этом регионе. По разным источникам период начала добычи глины разнится. Ориентировочно этот процесс начинается ещё в XV-XVI веках. В связи с наличием в избытке сырья на этой территории развивается производство кирпича, печных изразцов, гончарной посуды и прочих глиняных изделий.

В середине XVII века по приказу царя в регионе начинается производство аптечных сосудов. На протяжении последующего века десятки заводов не только продолжают, но и расширяют производство керамических изделий. Простые крестьяне, занимающиеся скотоводством и земледелием, становятся настоящими ремесленниками и художниками. Большинство жителей местных поселений трудятся над созданием настоящих произведений из глины.  Регион по праву получает славу центра керамического искусства. В период рассвета ремесла посуду, статуэтки, игрушки, сосуды, изразцы гжель можно купить как в Москве, так и по всей России.

Посуда в технике гжельской росписи из частной коллекции

На то время изделия из глины окрашены разными цветами и не имеют ничего общего с той росписью, которую мы знаем как визитную карточку сегодня. Свои синие и голубые тона на фоне белоснежной эмали керамика гжель обрела уже в середине XX века. Несмотря на послевоенный упадок, гжельская керамика получила второй шанс на развитие. На Всесоюзной выставке произведение с росписью в технике гжель в привычном сегодня исполнении получает признание. Часть производств восстанавливают свою работу и начинают активно использовать ставший после выставки популярным сине-голубой орнамент.

Многоцветная роспись гжельского фаянса, музей в Новохаритоново, Московская обл.

Принято полагать, что керамика гжель получила своё название в честь места, откуда она родом. Некоторые учёные это подтверждают, обосновывая тем, что первоначально название региона имеет балтийское происхождение от слова «кустарник», а изделия были названы одноимённо значительно позже. Но существует и противоположное предположение историков. Приверженцы этой теории склонны думать, что регион обрёл своё название в честь ремесла, которое процветало в том краю, потому как оно образовано от слова «жечь».

Камин с изразцами гжель

Технология изготовления гжельских изразцов и посуды

На первый взгляд роспись керамики под гжель даёт ощущение лёгкости, некоторой небрежности работы. Но особенность такой росписи именно в том, что для её исполнения необходима опытная и твёрдая рука мастера. Орнамент наносится поверх белой эмали по необожжённому изделию, покрывается глазурью и только потом подвергается обжигу.

Именно такая техника позволяет добиться необычных мазков. Для нанесения пигмента используется сочетание разнообразных приёмов. Благодаря этому сплошные мазки чередуются с оттенёнными. Особенные «тени» создаются путём нанесения краски только на одну сторону кисти. Так получается мягкий переход тонов от тёмного и насыщенного до совсем светлого и разбавленного, почти сливающегося с эмалью. Результат росписи зависит от множества тонких моментов. На рисунок влияет количество краски на кисти, нажим на неё при нанесении орнамента, длительность и угол касания поверхности. Именно поэтому каждое изделие уникально и неповторимо.

Свои знаменитые оттенки гжельские изразцы и фаянс получили за счёт свойств кобальта, которым наносится орнамент. Исходный чёрный цвет вещества после обжига играет оттенками синего. Что же касается мотивов росписи, то здесь преобладают растительные орнаменты, животный мир и народные сюжеты.

Статуэтка с росписью кобальтовым пигментом до этапа обжига

Керамика с росписью гжель прошла долгий путь от далёких истоков, когда все произведения выполнялись простыми крестьянами, пережила войну и упадок, а после возродилась. Купить изразцы гжель можно и сегодня. Учитывая моду на исконно русские орнаменты в интерьере не удивительно, что печи и камины, отделанные изразцами с росписью под гжель, пользуются большой популярностью. Сочетание белоснежной эмали и сине-голубой росписи отлично вписывается даже в современные стили дизайна интерьера.

Керамический кухонный фартук с росписью под гжель

На сегодняшний день в посёлке Новохаритоново, который входит в состав Гжельского куста, по-прежнему продолжает свою работу фабрика по производству гжельской керамики. На производстве проводятся экскурсии, где все желающие могут увидеть процесс создания изделий. Как и в старые времена керамику расписывают вручную. Ведь роспись посуды и изразцов гжель – это один из ярких примеров, когда машинная штамповка не может заменить руку художника.

Формовочный цех фабрики Гжель в Новохаритоново, Московская обл.

В том же поселении находится и музей истории ремесла региона. Также лучшие произведения из керамики и фаянса мастеров разных эпох с росписью гжель представлены в Эрмитаже, Останкинском дворце-музее творчества крепостных, Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева.