Меню
8 (800) 555-80-32
+7 (995) 000-11-33

Куракинская керамика - ремесло, возрождённое по традициям предков

Пример куракинской керамики в сине-золотом цвете

Куракинская керамика

Здание мастерской керамики в деревне Куракино, Вологодская область

Мастерская керамики, деревня Куракино, Вологодская область

Куракинская мастерская и её владелица 

     Куракинская керамика стала ремеслом с собственным именем, объединив в себе изразцы, бытовую керамику, игрушки, садово-парковые скульптуры. Настоящие произведения декоративно-прикладного искусства появляются на свет в процветающей мастерской в небольшой деревушке Куракино Вологодской области. В ней трудится 11 человек, ежедневно вдохновляемых неисчерпаемой творческой энергией художника-керамиста Нины Мишинцевой.

Куракинские рельефные печные изразцы с изображением птиц и цветов

Куракинские рельефные печные изразцы

     Изразцы являются приоритетным направлением в творчестве женщины-гончара. Каждое изделие – это детище, которое в мастерской тщательно и терпеливо «вынашивают» и «вынянчивают».  Самый главный секрет создания неповторимой Куракинской керамики – хорошее настроение, тёплые чувства и светлые мысли при её изготовлении. Ведь именно спокойствие и умиротворение, царящие в здешних местах, привели Нину Мишинцеву к великому делу.

Зимняя деревня Куракино, Вологодская область

Деревня Куракино, Вологодская область

Как в Куракино появилась гончарная мастерская 

     Появилась удивительная мастерская в Куракино именно благодаря художнице. Образование Нина Георгиевна получила в Абрамцевском художественно-промышленном колледже имени Виктора Михайловича Васнецова. Долгое время творческая самореализация протекала в стенах института художественной промышленности в Новосибирске, где она занимала должность художника.

     Тяжёлые жизненные обстоятельства заставили Нину Георгиевну круто изменить свою жизнь. Побег от жестоких ударов судьбы и поиск спасения привёл её по зову души в святые места Ферапонтово, где располагалась православная община. Там и произошла встреча с будущим супругом Виктором. И именно в здешних местах Нина Мишинцева получила душевный покой и стала прикладывать все усилия, чтобы обосноваться и выжить в бедной угасающей деревушке.

 

 

Керамические игрушки Куракинской мастерской в виде птиц

Керамические игрушки Куракинской мастерской

     Виктор Мишинцев постепенно начал налаживать мелкое предпринимательство, а для супруги своими руками собрал небольшую печь для изготовления и продажи посуды и игрушек из керамики. Нина Мишинцева занялась ремеслом с целью получить хоть какие-нибудь средства в условиях тяжёлой жизни.

     Работа так захватила художницу, что через несколько лет под собственную мастерскую семьёй Мишинцевых был выкуплен старый коровник. От полок до гончарных кругов – все необходимые предметы интерьера и приспособления для изготовления изделий были созданы супругами собственными силами. Отсутствие современного оборудования и средств на него в условиях неудержимого желания творить привело Нину Мишинцеву к использованию старинных технологий.

Полки с изразцами в мастерской, деревня Куракино

Полки с изразцами в мастерской, Куракино

Изразцовая печь работы Нины Мишинцевой в интерьере

Изразцовая печь работы Нины Мишинцевой

По какой технологии в куракинской мастерской изготавливают изразцы, посуду и декоративную керамику

     Для изготовления изделий в Куракинской мастерской начали применяться традиции и рецепты мастеров XVI-XVII веков. Процесс протекает в том же русле и сегодня. Даже при появлении возможности ускорения и упрощения рабочего цикла и снижения ручного труда за счёт современного оборудования, художница осталась верна своему выбору и не отказалась от древних секретов. На создание таким способом изразцов для одной печи в мастерской Куракино уходит около 2-3 месяцев. Но многовековая жизнь старинных изразцов подтверждает высокое качество такой керамической облицовки.

Формовка изделий в Куракинской мастерской, Вологодская область

Формовка изделий в Куракинской мастерской

     В качестве сырья в мастерской применяется местная красная глина. Особое внимание уделяется этапу её подготовки. Это очень длительный процесс, в котором глина вызревает и проживает целую жизнь перед тем, как стать произведением искусства. Согласно старинным рецептам после добычи глина вылёживается не менее года, дышит воздухом и наполняется чистотой и свежестью здешних мест.

     Раствор из вдоволь «надышавшейся» глины отстаивается в специальных земляных ямах. Этот этап занимает 1,5-2 года, после чего глина превращается в твёрдую каменистую массу. Для приготовления материала эта масса размалывается в шаровых мельницах с помощью натуральных камней и размачивается с добавлением необходимых примесей. Готовую массу заливают в гипсовые формы. Именно так рождаются заготовки для будущих изделий.

Создание рельефного рисунка на печном изразце вручную, мастерская в Куракино

Создание рельефного рисунка на печном изразце, мастерская в Куракино

     На следующем этапе начинается волшебство декоративного оформления керамики. Все элементы декора исполняются вручную, а роспись изразцов Нина Мишинцева выполняет исключительно собственноручно. Ручная роспись производится по самой сложной технологии нанесения рисунка поверх сырой эмали.

Нина Мишинцева наносит ручную роспись на изразец, деревня Куракино

Нанесение ручной росписи на изразец Ниной Мишинцевой

Изразцы с голландскими мотивами в росписи печных изразцов в Куракино

Голландские мотивы в росписи печных изразцов в Куракино

     Для росписи майоликовых изразцов в мастерской Куракино используют народные мотивы, старинные рисунки русских и голландских мастеров, облекая их в собственное видение. В творчестве Нина Георгиевна широко использует народную мудрость, запечатляя на изразцах пословицы и поговорки, прибаутки и присказки, как это было популярно в расцвет русского изразцового искусства в XVII-XVIII веках.

Изразцы с голландскими мотивами в росписи печных изразцов в Куракино

Процесс пропитки гончарных изделий молоком

     Для бытовой керамики художник-керамист использует особый приём, при котором гончарное изделие погружается в жирное молоко, а затем обжигается. Такой метод даёт неповторимый эффект цветовых переходов на глиняной поверхности. Любая посуда, вышедшая из Куракинской гончарной мастерской, не только красива, но и хорошо показывает себя в быту.

Молочное гончарное изделие Куракинской мастерской после обжига

Молочное гончарное изделие после обжига

Действующий изразцовый камин Куракинской мастерской

Изразцовый камин Куракинской мастерской

Какие мероприятия проводятся в Куракино? 

Нина Мишинцева является членом Союза художников России. Работы художника-керамиста известны не только на всю страну, но и в других уголках мира. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России периодически проводятся выставки куракинских изразцов и бытовой керамики. В своей мастерской художница проводит экскурсии и мастер-классы для желающих стать чуточку ближе к чуду создания необыкновенных гончарных изделий.

Интересно: сейчас у мастерской есть свой сайт и странички в социальных сетях. Каждый желающий действительно может записаться на мастер-классы по росписи, лепке или работе на гончарном круге и попробовать своими руками сделать и разрисовать статуэтку, миску или вазу.

Экскурсия и мастер-класс Нины Мишинцевой в собственной мастерской в деревне Куракино

Экскурсия и мастер-класс Нины Мишинцевой в собственной мастерской

     Также в деревне Куракино находится необычный музей керамики. Он интересен идеей воплощения настоящей старинной избы с её неповторимой атмосферой, духом и чертами деревенского быта. Вся керамика в доме-музее вписана в общую житейскую картину. Здесь всё очень органично, словно это не выставка с постоянной экспозицией, а крестьянский дом с прекрасными старинными предметами быта и колоритным декором.

Наши работы на карте

Popup content