Куракинская керамика - ремесло, возрождённое по традициям предков

Куракинская керамика стала ремеслом с собственным именем, объединив в себе изразцы, бытовую керамику, игрушки, садово-парковые скульптуры. Настоящие произведения декоративно-прикладного искусства появляются на свет в процветающей мастерской в небольшой деревушке Куракино Вологодской области. В ней трудится 11 человек, ежедневно вдохновляемых неуёмной творческой энергией художника-керамиста Нины Мишинцевой.

Мастерская керамики, деревня Куракино, Вологодская область

Изразцы являются приоритетным направлением в творчестве женщины-гончара. Каждое изделие – это детище, которое в мастерской тщательно и терпеливо «вынашивают» и «вынянчивают».  Самый главный секрет создания неповторимой Куракинской керамики – хорошее настроение, тёплые чувства и светлые мысли при её изготовлении. Ведь именно спокойствие и умиротворение, царящие в здешних местах, привели Нину Мишинцеву к великому делу.

Куракинские рельефные печные изразцы

Фрагмент изразцовой печной облицовки Куракинской мастерской

История появления гончарной мастерской в Куракино

Появилась удивительная мастерская в Куракино именно благодаря художнице. Образование Нина Георгиевна получила в Абрамцевском художественно-промышленном колледже имени Виктора Михайловича Васнецова. Долгое время творческая самореализация протекала в стенах института художественной промышленности в Новосибирске, где она занимала должность художника.

Тяжёлые жизненные обстоятельства заставили Нину Георгиевну круто изменить свою жизнь. Побег от жестоких ударов судьбы и поиск спасения привёл её по зову души в святые места Ферапонтово, где располагалась православная община. Там и произошла встреча с будущим супругом Виктором. И именно в здешних местах Нина Мишинцева получила душевный покой и стала прикладывать все усилия, чтобы обосноваться и выжить в бедной угасающей деревушке.

Деревня Куракино, Вологодская область

Виктор Мишинцев постепенно начал налаживать мелкое предпринимательство. А для супруги своими руками собрал небольшую печь для изготовления и продажи посуды и игрушек из керамики. Нина Мишинцева занялась ремеслом с целью выручки хоть каких-нибудь средств в условиях тяжёлой жизни.

Работа так захватила художницу, что через несколько лет под собственную мастерскую семьёй Мишинцевых был выкуплен старый коровник. От полок до гончарных кругов – все необходимые предметы интерьера и приспособления для изготовления изделий были созданы супругами собственными силами. Отсутствие современного оборудования и средств на него в условиях неудержимого желания творить привело Нину Мишинцеву к использованию старинных технологий.

Керамические игрушки Куракинской мастерской

Полки с изразцами в мастерской, Куракино

Технология изготовления изразцов, посуды и декоративной керамики в Куракино

Для изготовления изделий в Куракинской мастерской начали применяться  традиции и рецепты мастеров XVI-XVII веков. Процесс протекает в том же русле и сегодня. Даже при появлении возможности ускорения и упрощения рабочего цикла и снижения ручного труда за счёт современного оборудования, художница осталась верна своему выбору и не отказалась от древних секретов. На создание таким способом изразцов для одной печи в мастерской Куракино уходит около 2-3 месяцев. Но многовековая жизнь старинных изразцов подтверждает высокое качество такой керамической облицовки.

Изразцовая печь работы Нины Мишинцевой

Изразцовый камин Куракинской мастерской

В качестве сырья в мастерской применяется местная красная глина. Особое внимание уделяется этапу её подготовки. Это очень длительный процесс, в котором глина вызревает и проживает целую жизнь перед тем, как стать произведением искусства. Согласно старинным рецептам после добычи глина вылёживается не менее года, дышит воздухом и наполняется чистотой и свежестью здешних мест.

Раствор из вдоволь «надышавшейся» глины отстаивается в специальных земляных ямах.  Этот этап занимает 1,5-2 года, после чего глина превращается в твёрдую каменистую массу. Для приготовления материала эта масса размалывается в шаровых мельницах с помощью натуральных камней и размачивается с добавлением необходимых примесей. Готовую массу заливают в гипсовые формы. Именно так рождаются заготовки для будущих изделий.

Формовка изделий в Куракинской мастерской

На следующем этапе начинается волшебство декоративного оформления керамики. Все элементы декора исполняются вручную, а роспись изразцов Нина Мишинцева выполняет исключительно собственноручно. Ручная роспись производится по самой сложной технологии нанесения рисунка поверх сырой эмали.

Создание рельефного рисунка на печном изразце, мастерская в Куракино

Нанесение ручной росписи на изразец Ниной Мишинцевой

Для росписи майоликовых изразцов в мастерской Куракино используют народные мотивы, старинные рисунки русских и голландских мастеров, облекая их в собственное видение. В творчестве Нина Георгиевна широко использует народную мудрость, запечатляя на изразцах пословицы и поговорки, прибаутки и присказки, как это было популярно в расцвет русского изразцового искусства в XVII-XVIII веках.

Голландские мотивы в росписи печных изразцов в Куракино

Для бытовой керамики художник-керамист использует особый приём, при котором гончарное изделие погружается в жирное молоко, а затем обжигается. Такой метод даёт неповторимый эффект цветовых переходов на глиняной поверхности. Любая посуда, вышедшая из Куракинской гончарной мастерской, не только красива, но и хорошо показывает себя в быту.

Процесс пропитки гончарных изделий молоком

«Молочное» гончарное изделие после обжига

Нина Мишинцева является членом Союза художников России. Работы художника-керамиста известны не только на всю страну, но и в других уголках мира. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России периодически проводятся выставки куракинских изразцов и бытовой керамики. В своей мастерской художница проводит экскурсии и мастер-классы для желающих стать чуточку ближе к чуду создания необыкновенных гончарных изделий.

Экскурсия и мастер-класс Нины Мишинцевой в собственной мастерской

Также в деревне Куракино находится необычный музей керамики. Он интересен идеей воплощения настоящей старинной избы с её неповторимой атмосферой, духом и чертами деревенского быта.  Вся керамика в доме-музее вписана в общую житейскую картину. Здесь всё очень органично, словно это не выставка с постоянной экспозицией, а крестьянский дом с прекрасными старинными предметами быта и колоритным декором.