Творец керамики французских замков XVI века - Массео Абакен

Особое место в развитии облицовочной керамики занимает фаянсовое искусство Руана, города на севере Франции. Фаянс – это изделия из мелкопористой керамики, покрытые глазурью. Название происходит от итальянского города Фаэнца, где в XIV веке он пользовался особой популярностью. Во Франции появление фаянса датируется XVI веком. Первые изделия были привезены из Италии вместе с секретами производства. Развитие искусства во Франции связано с именем талантливого керамиста Массео Абакена. Мастер использовал керамику как облицовочный материал, а также для производства аптечных сосудов. Хотя  настоящую популярность во Франции фаянс получил только в XVII веке с переходом к массовому изготовлению керамической посуды.

Дата рождения художника-керамиста точно не определена. Считается, что Массео был рожден в Шербурге около 1500 года. Упоминание имени и творческого пути художника в письменных источниках связано с 1538 годом, когда начинается масштабное строительство замка Экуан, принадлежащего коннетаблю Франции Анн де Монмаранси. Его оформление стилистически полностью соответствует  эпохе Возрождения. Замок богато украшен разноцветными витражами, гобеленами и фресками. Во всё великолепие убранства гармонично вписываются картины на стенах и полах замка, созданные из керамических плиток. В керамическом декоре Экуана преобладают религиозные и геральдические мотивы. Одними из первых были выполнены четыре панно с гербами рода хозяина замка.

Самое уцелевшее керамическое панно единственное сохранило голубую кайму. Остальные произведения также имели обрамляющие бордюры. К сожалению, они не уцелели во время Великой французской революции, как и некоторые творения мастера. В центре изображён щит с гербом рода Монморанси, на котором золотой крест и шестнадцать орлов говорят об участии рода в крестовых походах. Герб увенчан короной барона и окружён колье рыцарского ордена Сен-Мишель. С двух сторон изображены руки с мечами, как символ высшей государственной военной власти. На обрамляющих лентах можно увидеть девизы коннетабля на латыни «Fidus et verax in justitia judicat et pugnat» (тот, кто надёжен и правдив в справедливости, может судить и бороться) и «Arma tenenti omnia dat qui justa negat» (тот, кто держит оружие, имеет всё, чтобы не соглашаться с тем, кто прав).

Керамическое панно. Массео Абакен. Замок Экуан, Франция. 1542 г.

Вторую композицию представляет керамическое панно на полу галереи с инициалами коннетабля Анн де Монморанси и его жены Мадлен Савойской, которые находятся под защитой двух мечей, символизирующих высший государственный военный чин барона. С двух сторон написан девиз «Aplanos», а на мечах находятся надписи «A Rouen», «1542», знаменующие место и дату исполнения панно.

Напольное панно, керамика. Массео Абакен. Замок Экуан (галерея), Франция. 1542 г.

Схоже с ним третье панно, которое разделено на две равные части эмблемой власти – мечом.  В каждую из частей вписаны  инициалы супругов в окаймлении поясом, символизирующем силу, мощь и власть, с изображением геральдических лилий, указывающих на принадлежность к французскому королевскому двору. Рядом с инициалами изображены два рога изобилия в знак богатства и принадлежности обладателей герба к высшему сословию.

Керамическое панно. Массео Абакен. Замок Экуан, Франция. 1542 г.

Наиболее повреждено панно с изображением слияния герба династии Монморанси (с золотым крестом и орлами) и Савойской династии (с 1239 года – серебряный крест на красном фоне). Обрамляют двойной герб два рога изобилия.

Напольное керамическое панно. Массео Абакен. Замок Экуан, Франция. 1542 г.

Замок Экуан на сегодняшний день является Национальным музеем Франции эпохи Ренессанса. В Национальном музее Возрождения во Франции можно увидеть панно на религиозную тематику «Наводнение» работы Массео Абакена. Оно было выполнено также по заказу Анн де Монморанси и в XVI веке украшало стену одного из залов замка Экуан. Композиция из облицовочной керамики ручной работы отображает последствия Всемирного потопа. Художник описывает кару за неверие, нарушение заповедей Закона Божьего и чудо спасения Ноевого ковчега.

Настенное панно, керамика. Массео Абакен. Национальный музей Ренессанса, Франция. 1542 г.

Позже Клод д'Юрфе, друг Анн де Монморанси, вернувшийся из Италии, где он служил в качестве посла при Святом Пристоле, и вдохновленный искусством итальянской керамики, берётся за оформление замка Басти д'Юрфе в духе Ренессанса. По рекомендации барона де Монморанси, керамические панно для облицовки стен и пола замка выполняет Массео Абакен.  Одно из уцелевших произведений – керамическое панно из двухсот двадцати квадратных керамических изразцов, покрывавшее пол Капеллы замка. В геральдическом сюжете чередуются инициалы Клода д'Юрфе и его жены Жанны де Бальзак и эмблемы их семейства, на которой заключён в треугольник алтарь с жертвенным ягнёнком. Сегодня это произведение из керамики можно увидеть в экспозиции Лувра.

Напольное панно, керамика. Массео Абакен. Лувр (Замок Басти д'Юрфе), Франция. 1557 г.

Религиозный сюжет изображает ещё одна известная работа, созданная мастером для замка Фер-ан-Тарденуа. Эта картина в керамике изображает заход животных в Ноев ковчег в преддверии Всемирного потопа. На картине изображён образ человека, указывающего путь, который находится как бы на постаменте, то есть выше обычных людей. Существует предположение, что художник тем самым пытался изобразить самого Господа, указывающего спасение для праведников.

Настенное панно, керамика. Массео Абакен. Замок Фер-ан-Тарденуа, Франция. 1555 г.

Отдельным направлением творчества художника-керамиста было изготовление аптечных баночек для сиропов и жидкостей. Аптекари широко использовали керамические емкости для лучшего хранения лекарственных средств. В украшении этих предметов прослеживается влияние итальянского фаянса. На белом фоне изображены лица воинов с грубыми чертами лица, окружённые цветочным орнаментом. В росписи по керамике преобладают оттенки синего и жёлтого цветов.

Аптечные сосуды, керамика. Массео Абакен. Музей изобразительного искусства, Руан, Франция.1564 г.

Познакомиться с дошедшими до нашего времени керамическими сосудами можно в Музее изобразительного искусства Руана и Музее керамики Руана.

Художник умер в 1564 году в городе Соттевиль-ле-Руан, подарив миру великолепные произведения искусства из керамики и оставив сына Лорана, который продолжил дело отца после его смерти.