Меню
8 (800) 555-80-32
+7 (995) 000-11-33

Мауриц Корнелис Эшер: логические парадоксы и иллюзии в рисунках изразцов и мозаике

Работа Маурица Корнелиса Эшера в Нидерландах в сине-голубых цветах

Работа Маурица Корнелиса Эшера в Нидерландах

     Рисунок на изразцах ручной работы – это творческое отражение внутреннего мира художника, оплот его мыслей и воображения, передача настроения и чувств. В красках и линиях оживает тщательно выношенная задумка или сиюминутное внутреннее состояние. Поэтому глубокое удивление и восторг вызывает рисунок изразцов, основанный на выверенных закономерностях и научных принципах.

     Речь идёт о необычном подходе Маурица Корнелиса Эшера к своему творчеству. Нидерландский художник придал исследовательский характер своим гравюрам, литографиям и орнаменту керамических изразцов и мозаики. При создании работ художник оперировал математическими понятиями бесконечности и симметрии, а также психологическими особенностями восприятия трёхмерных объектов.

     Творчество Маурица Эшера многогранно как в идейном плане, так и в использовании средств. В арсенале его работ есть ксилографии, литографии, гравюры, мозаики и другие виды изображений. Мастер в ходе работы охватил разнообразные материалы. Его фантазии и эксперименты воплотились в  дереве, металле, керамике.

Появление рисунков Маурица Эшера на изразцах и мозаике

     Мауриц Эшер приходит к необычному виду реализации научного познания не в самом начале творческого пути, а только лишь в возрасте 39 лет. От изображения пейзажей он переходит к геометрическим рисункам, вдохновившись мавританскими узорами в стенах испанской Альгамбры. Но восточный рисунок на изразцах привлекает его внимание под необычным углом зрения. Находясь под впечатлением от увиденных орнаментов, художник увлекается заполнением плоскости.

Альгамбра - архитектурно-парковый комплекс, который расположен в восточной части города Гранада в Южной Испании.

Керамический элемент замощения плоскости по мотивам работ М. Эшера

Керамический элемент замощения плоскости

     Первые эксперименты Маурица Эшера воплощаются в литографиях. Художник опирается на научные математические статьи и черпает в них идеи. Спустя некоторое время автор становится широко известным. Первоначальное признание он получает от математиков, физиков и других представителей науки, а уже после обретает мировое имя как художник.

     Став популярным, мастер выполняет работы на заказ. Именно это и сопутствует переходу изображений с гравюр и литографий на картинки изразцов и форму мозаичных фрагментов. Панно Маурица Эшера можно встретить в отделке фасадов и декоре помещений, также множество работ находятся в частных коллекциях.

Научные эксперименты в творчестве Эшера

     Одно из основных направлений творчества Маурица Эшера - регулярное замощение плоскости. Такой подход к созданию рисунка предусматривает разбиение плоскости на одинаковые фигуры без пробелов между ними и пересечения отдельных элементов. Математически доказано, что в таком заполнении плоскости могут участвовать 3 фигуры: треугольник, квадрат, шестиугольник. На основе этого мастер при помощи трансформации данных фигур творит свои неповторимые работы. Регулярные мозаики используются художником для оформления нескольких зданий в Гааге.

     Колонны одной из гаагских школ украшают изразцы с рисунком в виде регулярной мозаики. Чётко выверенные фигуры выполнены в чёрно-белом цвете в 3 различных композициях: с цветами, с птицами и с рыбами. Особую графичность удивительной отделке придают тонкие рельефные штрихи орнамента изразцов.

Рисунок изразцов на колонне школы, работа Эшера, Гаага

Рисунок изразцов на колонне школы, Гаага

Регулярная мозаика в отделке школьных колонн, работа Эшера, Гаага

Регулярная мозаика в отделке школьных колонн, Гаага

Панно М. Эшера с изображением птиц на стене Национального музея керамики Принцессехоф, Леуварден

Панно М. Эшера на стене Национального музея керамики Принцессехоф, Леуварден

Керамическое панно на стене здания Национального музея керамики Принцессехоф в Леувардене показывает страсть Маурица Эшера к игре с формами. Здесь хорошо просматривается власть гения над упорядочиванием, казалось бы, непригодных для этого элементов. В данной работе фигуры птиц складываются не просто в прямоугольную плоскость, а в очертание одной большой птицы с распахнутыми крыльями.

Настенное панно М. Эшера, Гаага

Настенное панно, Гаага

     Ещё одно панно из фигур рыб и птиц украсило промышленное здание в Гааге. И снова просматривается необычный подход художника. Работу выделяет и излюбленное автором слияние двухмерного и трёхмерного пространства, и необычная конфигурация, охватывающая сразу 2 стены.  Снова автор играет со зрителем, создавая взаимодействие света и тени, объёма и плоскости, угла зрения и точек обзора.

Фасад школы работы М. Эшера, Гаага

Фасад школы работы М. Эшера

     Фасад ещё одной школы в Гааге отделан плиткой с пегасами. Вновь чёрно-белое исполнение делает акцент на линиях и формах. Данная работа особенно интересна с точки зрения научного подхода.  Автор использует в качестве фигур для замощения плоскости и шестиугольники, и квадраты одновременно.

Напольное покрытие по мотивам творчества М. Эшера с изображением ящериц

Напольное покрытие по мотивам творчества М. Эшера

     По мотивам работ Маурица Эшера в области замощения плоскости однородными объектами создаётся множество вариантов керамического декора и отделки. Рисунок и форма изразцов сошли с гравюр и литографий и украсили стены и пол помещений, фасады зданий, перенеслись на панно. Наибольшую популярность получили ящерицы, которых можно увидеть как в виде отдельных элементов мозаики, так и в виде картинок на изразцах.

Керамическое панно М. Эшера с нерегулярным замощением плоскости

Керамическое панно М. Эшера

     Заполнение плоскости тождественными формами является не единственным направлением работы Маурица Эшера в двухмерном пространстве. Мастер использует также нерегулярные мозаики. В этом варианте замощения плоскости одни фигуры постепенно трансформируются в другие. Такие метаморфозы порождают целые сюжеты в основе его работ.

Плитка с изображением сюжета литографии «Рисующие руки» М. Эшера

Плитка с изображением «Рисующие руки» М. Эшера

     Поглощённый игрой с плоскостью, Мауриц Эшер идёт дальше и экспериментирует с переходами от плоскости к объёмному изображению и наоборот. Одной из тематик этого направления его творчества является самовоспроизведение. Наибольшую популярность среди работ этой серии получила литография «Рисующие руки». Несмотря на то, что подобные задумки не получили отображение в керамики рукой автора, их всё равно воспроизводят на рисунках изразцов.

Влияние и след творчества Маурица Эшера 

     Мастер иллюзий и автор логических парадоксов Мауриц Эшер считал себя далёким от своих коллег художников. Он стал представителем необычного направления, называемого научным искусством. Но именно этот необычный подход к созиданию сделал его произведения известными и узнаваемыми. Творчество знаменитого графика занимает умы ценителей искусства, математиков, психологов, имеет последователей, используется в кинофильмах и даже встречается в детских книгах занимательной физики.

     Сберечь творческое наследие художника призван фонд Эшера, основанный им в 1968 году. Благодаря работе данной организации люди могут познакомиться с работами мастера на персональных выставках, узнать о жизни и творчестве художника из книг и фильмов, созданных фондом. Постоянная экспозиция работ автора находится в стенах бывшего королевского дворца в Гааге и приглашает окунуться в мир загадок и шифров, глубокомысленных и порой философских сюжетов, захватывающих иллюзий и ловушек для логики и восприятия.

Наши работы на карте

Popup content