Метлахская плитка – универсальный инструмент для воплощения самых смелых фантазий в дизайне

Метлахская плитка – это не просто керамическая отделка универсального назначения, это россыпь геометрических орнаментов и разнообразных узоров во множестве вариантов цветовых решений. Покрытие может быть составлено из маленьких плиточек, словно мозаичная фреска, из крупных плиток необычных форм, а также представлена сочетанием и тех, и других. Такая облицовка гармонично вписывается в интерьер, выполненный в любом стиле. Сдержанность  минимализма подчеркнёт плитка в контрастных цветах со строгой геометрией, практичность хай-тека – прямые линии и квадраты в узоре, помпезность барокко – витиеватые орнаменты и глубокие цвета, изысканность ренессанса – свойственная ему шахматная укладка. Независимо от стиля, метлахская плитка особенная. Она не холодит душу, она сродни персидским коврам – дарит атмосферу тепла, уюта и указывает на утонченность вкуса хозяина дома. Сложно определиться, чего же больше в метлахской плитке:  практичности или эстетики.

Метлахская плитка в интерьере прихожей усадьбы Середниково, Россия. XVIII в.

История появления метлахской плитки

В 1809 году потомственный гончар Жан-Франсуа Бох покупает секуляризованное аббатство бенедиктинцев в городе Метлах на Сааре и обустраивает там ультрасовременный для своего времени цех по производству керамики. Вскоре он переводит ремесленную мастерскую в ранг индустриальной фабрики за счёт быстрого развития технического оснащения, революционных технологий и автоматизации производства. Для работы машин он использует гидравлическую энергию сильного течения реки, впадающей в Саар. Большую роль в модернизации сыграло обучение физике и химии, которое Бох проходил в Париже. Он сам изобретает и конструирует машины, например, пресс-машину с автоматическим порционированием сырья. Жан-Франсуа преследует цель полной механизации производства для удешевления керамики и выпуска её серийными партиями.

Охваченный промышленной революцией и проигрывающий конкурентную борьбу с английской керамикой в области декора, Жан-Франсуа Бох предлагает своему конкуренту Николасу Виллерою объединить усилия. Так образуется тандем талантливого техника-производственника и искусного торговца. Рождение марки Villeroy & Boch датируется 14 апреля 1836 года. Основная стратегия функционирования и развития  фабрики – производить качественные, но дешёвые изделия.

В 1846 году Эжена Боха, сына и приемника Жана-Франсуа Боха, заинтересовывает римская мозаика. В попытках её повторить на фабрике начинается выпуск нового вида облицовочной керамической плитки. А в 1866 году разворачивается строительство нового производства. Это фабрика тотально нового типа, разработанная специально под новинку производства: чрезвычайно прочную многоцветную плитку. Продукция производит фурор и становится новым словом в облицовке, приобретает известность во всём мире и получает название «метлахская плитка». Это величайшее достижение Эжена Боха в его стремлении скопировать античные мозаичные полы и сделать их доступными.

Отделка метлахской плиткой молочного магазина, Германия. Villeroy & Boch, 1891 г.

Метлахская плитка устилает разные уголки света. Она украшает такие постройки, которые на сегодняшний день классифицируются как исторические памятники, например, Кёльнский собор и тоннель Холланда в Нью-Йорке. И самое легендарное творение фабрики – элегантная и роскошная отделка декоративных полов океанского лайнера «Титаник».

Метлахская плитка (до реставрации) из отделки океанского лайнера «Титаник». Villeroy & Boch, 1909-1912 гг.

Мир в узорах метлахской плитки

Благодаря необычайной красоте, высокой прочности и долговечности область применения метлахской плитки очень широка. Её можно встретить в уютных домашних интерьерах, в помещениях общественного пользования, в залах роскошных дворцов, в зданиях исторического значения, на улицах разных городов мира. Несмотря на красоту, великолепие красок и форм отделки, разнообразие орнаментов, всё же в первую очередь её популярность обусловлена качественными характеристиками.

Целостность плитки и устойчивость её покрытия на много лет вперед, даже под воздействием неблагоприятных условий и в помещениях с высокой посещаемостью, обеспечивает высокая температура обжига (12000С и выше). Метлахская плитка имеет высокую плотность (менее 0,3% остаточной пористости), что обеспечивает ей длительный срок службы и надёжную защиту от механических повреждений, устойчивость к царапинам (9 из 10 по шкале Мооса). Немаловажным является показатель низкого уровня скольжения плитки (коэффициент трения – R10, R11). Также она устойчива к воздействию кислот, влаги, перепадам температур, идеально сочетается с системой тёплого пола.

Значительное преимущество метлахской плитки – она универсальна, её используют в доме и на улице, для облицовки пола, стен, колонн и даже потолков и арок. Её завораживающие орнаменты можно встретить в интерьерах жилых домов, на вокзалах, в холлах гостиниц, в коридорах больниц и школ, в бассейнах, ресторанах, в зданиях исторического значения, в оформлении беседок, дорожек в саду, террас и веранд.

Облицовка метлахской плиткой пола веранды загородного дома

Музей керамики Villeroy & Boch

Музей керамики в Метлахе был создан из частной коллекции Эжена Боха в XIX веке. Коллекцию постоянно расширяют. На сегодняшний день в музее имеется более 30000 изделий из керамики, из которых в постоянной экспозиции может быть представлена только часть. Почти 1000 объектов иллюстрируют 260-летнюю историю метлахской керамической посуды и плитки.

Зал музея керамики Villeroy & Boch, Метлах, Германия

Музей керамики в том виде, в котором он существует сегодня, был открыт после реконструкции в 2002 году. Компания Villeroy & Boch вложила в реконструкцию и оснащение музея немало средств. Выставка может похвастаться современной концепцией и специальным освещением, которое позволяет улавливать все самые тонкие черты изысканной посуды и удивительных узоров метлахской плитки. Экспонаты выставки варьируются от самых простых керамических изделий до творений известных дизайнеров. Основная выставка и дополняющие временные экспозиции позволяют проследить развитие искусства керамики и технологий её производства на протяжении многих лет.