Художник-керамист – это только одно направление творческой деятельности Михаила Александровича Врубеля. Кроме этого он известен всем как уникальный живописец, также можно увидеть его произведения в скульптуре и графике. Михаил Александрович, родившийся в семье военного, с самого детства увлекается книгами и живописью. И всю дальнейшую жизнь он посвящает созиданию и познанию прекрасного. Сюжеты его произведений зачастую навеяны музыкой, театром и литературой. Врубель черпает свою творческую энергию в классическом искусстве итальянского Ренессанса, но при этом художника постоянно манит экзотический Восток.
Архитектурная керамика
Как Врубель начал заниматься керамикой?
Шедевры великого художника в керамике связаны с годами работы в мастерской Абрамцево. Этот период творчества мастера начинается с печального события – смерти Андрея Мамонтова, сына Саввы Ивановича Мамонтова. Он являлся другом Врубеля, и тот отправляется проститься с ним в Абрамцево, где и остаётся. С этого момента начинается самозабвенное увлечение живописца керамикой. Врубель ищет новые формы воплощения своих творческих идей.
Врубель переносит живопись на майолику. В результате чего некоторая угловатость образов в живописи перерождается в структурность в керамике. Это происходит благодаря мозаичности работ. Разнообразные сложные формы фрагментов складываются в великолепные сказочные картины с особым изяществом. Врубель создаёт основу изображения, а также расставляет акценты, изменяя глубину швов между фрагментами. Так его стиль, непонимаемый доселе, в керамике входит в русло популярного течения модерна.
Работы художника-керамиста полны цвета и жизни благодаря металлическому блеску и многоцветному переливу люстра. Врубель был увлечён сиянием, игрой света и цвета драгоценных камней. Подобие драгоценных камней представляет собой и керамика мастера.
Сюжеты для произведений были взяты Михаилом Александровичем из народного эпоса, литературы и театра, нередко можно встретить и мифические образы. Отличительной особенностью работ мастера можно назвать точную передачу чувств и эмоций персонажей. Взгляд на них даёт ощущение реалистичности происходящего, замирания момента на пике развития событий.
Майоликовое панно «Принцесса Грёза», Москва. М. А. Врубель, 1896 г.
Фасадная керамика художника-керамиста Врубеля
Самой известной работой Врубеля в области облицовки фасадов является панно «Принцесса Грёза», украшающее гостиницу Метрополь. На создание величественного шедевра автора вдохновила пьеса французского драматурга Эдмона Ростана. Сюжет панно изображает восточную принцессу, склонившуюся над умирающим рыцарем. Полный чувственности и трагизма изображён короткий миг единения двух влюблённых. Персонажи врубелевской «Принцессы Грёзы» также наполнены «до краёв», как и их прототипы из пьесы. Панно славится большим количеством полутонов и глубиной цвета.
Керамическое панно на фасаде дома в Лебяжьем переулке, 1913 г.
Ещё одно известное керамическое панно автора находится на фасаде дома в Лебяжьем переулке. Художником-керамистом выполнена керамическая плитка сложных форм для центрального панно. Сюжет изображает загадочную девушку с серёжкой в окружении подводного царства. И снова мы видим игру рельефа, формы и цвета. Удивительно, как в таком большом панно может быть отдельным произведением каждый элемент.
Изразцовый камин Лебедь, 1892 г.
Печные изразцы и изразцовые камины Врубеля
Отдельной раскидистой ветвью в творчестве Врубеля во всей своей красе предстаёт перед нами керамика для печей и каминов. Огромное разнообразие печных изразцов невероятной красоты выполнено руками художника-керамиста, в том числе и для камина «Лебедь» в Абрамцево. Эта работа впечатляет своей точностью деталей, подобранных в соответствии с тематикой, цветовой гаммой и конечно же чарующей красотой исполнения. На отдельных изразцах можно увидеть лебедей и рыб, деревья и цветы, кораблики.
Керамическая облицовка камина, 1900 г.
Абсолютным новшеством в творчестве художника-керамиста является камин «Микула Селянинович и Вольга», который Врубель создаёт по заказу Саввы Ивановича Мамонтова. Мастер уходит от стандартных изразцовых каминов, он использует керамику в абсолютно новом ракурсе, создаёт панно на камине. В основе сюжета – встреча двух героев былины, столкновение двух характеров. В лице богатыря читается надменность и неудержимая ярость, пахарь же, напротив, воплощение спокойствия и внутренней силы, подпитываемой родной землёй. Персонажи приобретают свой характер с помощью множества приёмов, начиная от мимики и позы героев и заканчивая характерной для автора цветовой образностью. Впоследствии этот камин был не раз повторён автором и другими художниками-керамистами мастерской Абрамцево по эскизу Михаила Александровича.
Декоративная майолика художника-керамиста Врубеля
Декоративная майолика Врубеля славится точностью линий и законченностью образов и сюжетов. Особенно завораживают керамические фигуры, которые обладают прорисованностью черт, множеством деталей, выразительностью мимики и жестов. Достаточно взглянуть на майоликовую Египтянку, созданную в период творчества в Абрамцево. В ней та самая восточная загадка, захватывающая Врубеля. Её взгляд из-под прикрытых век задумчив, а губы завораживающе приоткрыты, словно шепчут какую-то тайну.
Изображение Демона – становится одной из ключевых тем в творчестве художника. К этому образу Михаил Александрович обращается и в керамике, кажется, что он одержим им. Но Демон художника олицетворяет не чёрную силу, воплощение дьявольского, а скорее образ человеческого духа. Врубель выполняет иллюстрации к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон», но не останавливает своё внимание на уже созданном герое, а ищет свой образ. Его Демон в майолике также глубок и многогранен, как и на холсте. Присутствует всё тот же задумчивый и тоскливый взгляд, печать вечного одиночества, но при этом в определённых чертах чувствуется внутренняя сила и мощь.
Статуэтка «Египтянка», Абрамцево. М. А. Врубель, 1891 г.
Голова Демона, Государственный Русский музей. М. А. Врубель, 1894 г.