Английская керамика фабрики Минтон под влиянием смены поколений

Искусство керамики, также как и другие виды искусства, существенно меняло свои принципы и приоритеты под влиянием экономических факторов, социальных процессов и политических событий. В XVII-XVIII веках все виды ремёсел попадают под воздействие разрастающейся промышленной революции. Англия этого периода в значительной степени отражает все процессы перехода от ручного труда к массовому машинному производству. Огромными темпами фабричное машинное производство безжалостно поглощает ремесленнические мастерские и мануфактуры. В дань дешевизне отдаётся эстетичность и эксклюзивность.

Следуя особенностям того времени, в последнем десятилетии XVIII века гравёр Томас Минтон в городе Сток-он-Трент графства Стаффордшир открывает свою фабрику, получившую имя своего основателя. Производство специализируется на изготовлении керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий. Основная продукция фабрики – посуда и элементы декора. Производственные задачи созвучны с требованиями времени – производить массовый и дешёвый продукт.

Рассвет керамического искусства фабрики Минтон

В 1836 году фабрика переходит по наследству сыну её основателя – Герберту Минтону. Основной идеей и фундаментом производственного процесса нового владельца становится сочетание технического прогресса с искусством, то есть активное использование передовых технологий не в ущерб эстетической ценности продукции. Герберт Минтон тщательно следит за тенденциями керамического искусства. Под его руководством изделия фабрики становятся образцом керамики викторианской Англии.

Для Герберта Минтона как для сведущего экономиста и фабриканта также имеют значение требования рынка. В связи с этим в 1845 году в сотрудничестве с Майклом Холлинсом начинается производство керамической плитки под маркой Minton, Hollins & Company. Своей продукцией они плотно занимают превалирующий сегмент рынка облицовочной керамики. Для создания шедевров в области интерьерной и фасадной керамической облицовки привлекаются архитекторы и дизайнеры, в том числе и из других стран.

Невероятный труд и силу творческой энергии мастеров фабрики выражает керамика в облицовке пола Георгиевского зала в Ливерпуле. Здание было построено для проведения торжественных и праздничных мероприятий, концертов и приёмов. Несмотря на шик и изысканность всего декора помещения, мозаика фабрики Минтон, украсившая пол, играет в интерьере далеко не последнюю роль и не может остаться незамеченной. Из более чем 30000 керамических плиточек разной формы и размера выполнено напольное панно с изображением Нептуна, русалок и дельфинов.  В 2000-2007 годах в зале проводились реставрационные работы, благодаря которым посетители вновь могут увидеть всю красоту внутреннего декора, в том числе и керамической облицовки пола работы фабрики Минтон.

Напольная мозаика Георгиевского зала, Ливерпуль. Minton, Hollins & Company, 1860 г.

Герберт Минтон уделяет большое внимание строительству и отделке церквей. В период 1844-1858 годов фабрика под его руководством обеспечивает керамикой десятки церквей безвозмездно. Собор Святого Джайлза яркий пример щедрого роскошного внутреннего керамического убранства церкви. Английского архитектор и декоратор Огастес Уэлби Пьюджин является  создателем не только проекта интерьера, но и дизайна самой плитки, выполненной в технике энкаустики. Отделка пола и нефа церкви декоративной керамикой в неоготическом стиле следует традициям римского католицизма и оказывает сильное влияние на последующее оформление английских церквей.

Керамическая отделка Собора Святого Джайлза, Эдинбург. Minton, Hollins & Company, 1844 г.

Новый виток развития фабрики Минтон

Со смертью Герберта Минтона производство керамики не останавливается, а напротив, начинает новый этап успешного существования и дальнейшего развития. Производство переходит по наследство его племяннику – Колину Минтону Кэмпбеллу. Пути Колина Минтона Кемпбелла и Майкла Холлинса расходятся, и с этого момента керамика Минтон получает двойной путь развития.

Майкл Холлинс возглавляет фабрику по изготовлению облицовочной керамики Hollins & Co, продолжая использовать марку Минтон. Увлечение Колина Кэмпбелла восточным искусством приводит к созданию производства фарфора Minton’s China Works, ориентированного на изготовление изделий с восточными мотивами. Знаковым событием этого периода становится сотрудничество с  художником-керамистом Луи Марком Солона. Он вносит в производство керамики Минтон технику «pâte-sur-pâte» («слой на слой»). Эта технология предполагает последовательное наложение цветов слоями, что  придаёт изображениям на изделиях фабрики лёгкость, а оттенкам росписи – глубину.

Фарфоровая тарелка (техника «pâte-sur-pâte»), Minton’s China Works, 1896 г.

Прекрасный тандем двух производств можно увидеть в лондонском Музее Виктории и Альберта. Потолки, купола и панели выполнены в новой эксперементальной технологии керамической живописи производства Колина Минтона Кемпбелла. Отделка пола и лестниц с использованием гексагональной мозаики и рельефные панели в стиле флорентийской скульптуры Луки делла Роббиа принадлежат работе фабрики Hollins & Co.

Керамическая отделка лестницы Музея Виктории и Альберта, Лондон. Hollins & Co, 1872 г.

Керамическая живопись в интерьере Музея Виктории и Альберта, Лондон. Minton’s China Works, 1872 г.

В начале XX века производство керамики на фабрике Минтон стало угасать. После Второй Мировой Войны фабрика была восстановлена следующим наследником – Джоном Хартиллом. Вся деятельность концентрируется на производстве столовой посуды. В 90-х годах XX века фабрика, не окупающая себя, становится частью Royal Doulton. Но и здесь производство не приносит прибыли, вследствие чего происходит её поглощение группой Веджвуда.

На сегодняшний день от фабрики с более чем вековой историей осталось лишь имя. Бренд Minton Hollins используется для маркировки изделий крупнейшего производителя керамической плитки в Великобритании – Johnson Tiles. Эта линия представляет собой самые изысканные серии керамики компании и воплощает в себе английские вековые традиции со свойственной элегантностью и величием. Несмотря на прекращение существования самостоятельного производства, марка Minton Hollins остаётся именем классической английской керамики, несущей традиции мастеров викторианской эпохи.