Немецкий изразец
Керамическое искусство разных стран, как и любое другое направление искусства, в некоторые периоды истории развивалось параллельно, а в некоторые – пересекалось, обменивалось определёнными чертами, но никогда не сливалось полностью. Керамика Германии, а в частности немецкие печные изразцы, также уникальны. Богатство орнамента, выраженные рельефы, нестандартные формы, глубокие смысловые сюжеты и насыщенные цвета определённо присущи работам немецких мастеров.
Влияние на формирование облика немецкого изразца оказали особенности местного сырья, а также экономические процессы развития отдельных регионов. Немецкая керамика прошла эволюционный путь с мягкими переходами от одного периода к другому, отражая в себе влияние исторических эпох. На протяжении всего периода становления можно выделить две ступени, которые подарили те самые отличительные черты немецким изразцам и создали их неповторимый облик.
Кувшин из каменной массы, Кёльн, XVI век
Эпоха каменной керамики в истории эволюции немецкого изразца
Период создания каменной керамики достаточно длителен и влиятелен в формировании современного облика немецкого изразца. Начало изготовления изделий из каменной массы объясняется составом местного сырья. Северо-западные территории немецких земель подарили ремесленникам значительные запасы уникальной кремнистой глины. Особенности получаемой из такой глины массы привели к необходимости использования технологии высокотемпературного обжига.
Работа с имеющимся материалом и многочисленные эксперименты способствуют появлению не схожего с любыми другими ремесленнического продукта. Изначально кремнистая глина и высокотемпературный обжиг используются для изготовления посуды. Но немного позднее свойства получаемой низкопористой керамики закономерно становятся основанием для превращения её в красивую и прочную отделочную плитку.
Матричные штампы для немецких керамических изделий
В VX веке мастерами разрабатывается рельефный декор каменной керамики с использованием матричных форм. И здесь особенности материала играют на руку мастерам. Благодаря свойствам сырья выполненный таким образом декор имеет тонкий и проработанный рельеф. Поэтому именно рельефный орнамент превращается в визитную карточку немецкого керамического искусства.
Рельеф немецкого печного изразца постепенно перерастает в выраженную скульптурность. Классические медальоны заменяются лепными статуэтками и кариатидами. Керамика влияет и на конструкцию печей. Форма печей вторит керамической отделке своими сложными линиями, как правило, с несколькими ярусами, встроенными нишами, обилием фризовых и карнизных поясов. Сложная конструкция водружается на фигурные ножки, которые также представляют собой настоящее произведение искусства. И независимо от изменения технологий производства самой керамики традиции в декорировании немецких изразцов прочно укрепляются именно в этот период.
Кариатида - статуя, изображающая женскую фигуру и являющаяся опорой для чего-либо (заменяла колонну, например, в арках). В древнегреческой мифологии - эпитет, использующийся в отношении к Артемиде - богине лесов и охоты.
Чрезвычайная прочность изделий способствует не только обретению популярности в Германии, но и расширению рынков сбыта. Так слава каменно-керамических изделий разрушает узкие границы средневекового мира и завоёвывает Европу. Массовое производство и международная торговля такого вида изделиями продолжается с XIV века по XVII век, оказывая влияние на возникновение и развитие новых центров ремесла.
Немецкие изразцы, XVI в.
Элемент керамической печной облицовки, 1532 г.
Керамический изразец с изображением Святого Матфея, Хафнеркерамик, XVII в.
Известные в изразцовом искусстве мастера средневековой Германии
Но не стоит думать, что средневековая керамика была однообразна и именно в таком облике покоряла Европу. Существенные различия мастера вносили за счёт использования различных компонентов керамической массы, в зависимости от доступных источников сырья и разнообразных техник глазурирования, применения разнообразных цветных пигментов, эмалей и ангоб. Так, в Баварии и Саксонии встречались преимущественно изразцы, сияющие жёлтой, зелёной и коричневой глазурью на основе свинца. Это можно рассмотреть в работах фирмы Хафнеркерамик. Сочетание этих же цветов использовалось в южной части немецких земель в Филлингене, где значительное место в изразцовом искусстве занимало имя Ганса Краута. Абсолютно не схожа с ними керамика Зигбурга, которая выделялась нежным исполнением с покрытием глазурью цвета слоновой кости.
Зигбургские керамические сосуды, XVI в.
Фирменные знаки мейсенской фарфоровой мануфактуры
Керамика Германии в период промышленного переворота
Существенно отличная от предыдущего периода веха развития следует в условиях перехода к поточному производству керамики. Толчком к этому процессу служит, во-первых, изобретение алхимиком и аптекарем Иоганном Фридрихом Бёттгером в начале XVIII века рецепта первого европейского фарфора. А во-вторых, неспособность немецких ремесленнических гильдий больше конкурировать с дешёвыми изделиями промышленно развитых Англии и Франции. Поэтому они уступают место массовому изготовлению посуды и изразцовых печных облицовок на фабриках и мануфактурах.
В стенах замка Альбрехтсбург по решению курфюрста Саксонии обосновывается мануфактура по изготовлению фарфора. На начальном этапе своего существования мануфактура выпускает изделия из красной массы по рецепту Иоганна Бёттгера, немного позднее появляется настоящий белый фарфор с использованием дрезденовской белой глины. В середине XIX века Мейсен (соврем. Майсен) становится фарфоровой столицей мира.
Мейсенский изразец, ок. 1900 г.
Удивительно, но именно зарождение производства фарфора становится поворотным в истории немецких керамических печных облицовок. Ведущую роль в этой связи играет формовщик мануфактуры Готфрид Генрих Мельцер, который разрабатывает новый метод производства печных изразцов. Его идеи по изготовлению шамотного кафеля обретают реальные черты на первом в мире поточном производстве кафельных печей, основанном Карлом Тайхертом в середине XIX века. Этим именам мы обязаны появлению знаменитой на весь мир «мейсенской» печной керамики, способ изготовления которой до сих пор применяется в создании печных облицовок.
Немецкие изразцы из комплекта печной облицовки фирмы Э. Тайхерта, нач. XX в.
На печах Карла Тайхерта встречается фирменное клеймо Мейсенской фарфоровой мануфактуры, так как предприятие работало по её лицензии. А под печатью Тайхерта скрываются прекрасные печи другой фирмы. Так как в конце XIX века брат Карла Тайхерта Эрнст организовывает собственное производство. В начале XX века все предприятия и вовсе объединяются, и их совместная деятельность берёт курс на изготовление цветных глазурованных изразцовых печей.
Историческая немецкая изразцовая печь, Музей печей и керамики, г. Фельтен, Германия
Где сегодня можно увидеть историческую немецкую керамику?
Мир немецкой керамики – это изящество первых в Европе фарфоровых изделий, чрезвычайная прочность посуды и скульптурных изразцов из каменной массы, фигурность линий кафельных печей. Немецкая прагматичность и основательность планомерно привели к превращению сырьевых особенностей и экономических условий в лучшие черты их керамических изделий.
Со знаменитым немецким фарфором, керамической посудой и изразцами можно познакомиться в музеях не только Германии, но и других стран, ведь это существенная часть всемирного наследия. Но наиболее прекрасные экземпляры можно увидеть в стенах многовековых замков Германии. Грубые и эксцентричные линии средневековой готики, утончённый черты и живописность романтизма, выверенные пропорции Ренессанса в традиционных чертах немецкой изразцовой облицовки печей таят в себе замки Альбрехтсбург, Крибштайн, Нойшванштайн, Гейдельберг и другие.