Никулосо Франциско Пизано – признанный гений керамического искусства

Творчество художника-керамиста Никулосо Франциско Пизано (Niculoso Francisco Pisano)  конца XV - начала XVI веков заставляет погрузиться в мир керамики с головой. Несмотря на то, что до наших дней уцелело совсем немного творений великого мастера, даже их достаточно, чтобы понять разнообразие и уникальность его творчества. Среди подаренных им шедевров декоративно-прикладного искусства можно встретить и красочные панно азулежу, и объемные лепные орнаменты и фигуры в великолепных барельефах. Керамика Пизано отличается новизной техники исполнения, насыщенностью и разнообразием цветов, индивидуальным стилистическим наполнением. Работы мастера были признаны при жизни и сегодня узнаваемы и являются ценными памятниками искусства и архитектуры.

История жизни художника-керамиста Никулосо Пизано

Художник-керамист итальянского происхождения Никулосо Франциско родился около 1470 года в Пизе или на близлежащих землях (точное место не упоминается в истории), в связи с чем и получил  приставку к имени Пизано. О жизни автора шедевров керамики известно очень мало. В последнем десятилетии XV века он переезжает в Севилью. Причиной этому послужило развитие морского торгового пути, монополизация Испанией торговли с Америкой и расцвет Севильи как главного портового центра. Это даёт толчок интенсивному развитию искусства, культуры и науки. Наблюдается наплыв новых жителей всех слоёв общества, независимо от происхождения. Но особенно стремятся к переселению купцы, банкиры, художники и ремесленники. Для представителей искусства это уникальная возможность изучения чужеземных произведений, взаимодействия с заморскими мастерами и освоения их техник, направлений и стилей.

Первая запись о жизни Никулосо датируется 1498 годом, когда он живёт уже в Триане (район в Севилье) со своей первой женой Леонор Руис. Там он открывает собственную мастерскую по производству керамики. Работы Пизано набирают всё большую популярность, а мастерская процветает, о чём свидетельствует материальное положение мастера. Исходя из документальных данных, в мае 1508 года со своей второй женой Эленой дель Виллар он арендует дом на улице Санта-Ана за тысячу мараведи (испанские монеты), что составляет значительную сумму. В этом браке рождается двое сыновей: Хуан Батиста в 1508 году и Франциско в 1511 году. Никулосо Пизано умирает в Севилье в 1529 году, после чего в его мастерской работает младший сын.

Особенности керамики Никулосо Пизано

По данным исследований для изготовления керамических плиток Франциско Пизано использует технологию двойного обжига типичную для того времени. В деревянные рамки он закладывает глиняную массу, высушивает её естественным образом, затем запекает, покрывает оловянной эмалью и заново обжигает в печи.

Особенность работ художника-керамиста состоит в составах эмалей. Цветовая гамма, которую он привнёс в Севилью в конце XV века, состоящая из пяти чистых насыщенных цветов, а также белого, практически исчезает после его смерти. Смешивание пигментов позволяет сильно разнообразить цветовые варианты орнаментов, что значительно отличает его работы от работ других мастеров того времени. Изобретенные им пигменты также позволяют расписывать поверхность плитки, словно холст, избегая смешивания цветов. Сложные технологии приготовления эмалей схожи с итальянскими традициями в керамике. Поэтому есть вероятность, что они были принесены Пизано в Севилью с его родины.

Керамическая плитка из облицовки алтаря Коронации в Алькасаре. Севилья. Никулосо Франциско Пизано, 1504 г.

Более 30 лет художник живёт и творит в Севилье. В этот период Франциско основывает особый пизанский стиль, который представляет собой роспись белых изразцов полихромной эмалью. Особенно часто в творчестве Никулосо встречаются религиозные сюжеты. Кроме того, его работы отличаются гармоничным сочетанием духа эпохи Возрождения и гротескности сюжетов. Мастер в росписи керамической плитки на майолику переносит технологию живописи.  Популяризированные им гротескные сюжеты в керамической отделке на протяжении 20 лет повсеместно распространяются в Севилье.

Бессмертные творения Никулосо Пизано

Своё обучение искусству керамики Пизано начал в мастерской Фаэнца, где он постигал искусство майолики.  Работы мастера, дошедшие до наших времен, малочисленны, многие из них значительно повреждены с течением времени. На всех указана дата, как правило, в виде римских цифр и подписано имя мастера “NICULOSO FRANCISCO PISANO ME FECIT”.

Фрагмент керамической отделки с подписью мастера. Никулосо Франциско Пизано, 1518 г.

Первая работа художника-керамиста, сохранившаяся до наших дней, датируется 1503 годом. Это надгробие Иниго Лопес в церкви Санта-Ана, представляющее собой панно размером 144х74 см из 32 глазурованных полихромных керамических плиток. Для того времени это уникальное творение в своём роде. Великолепное керамическое панно со всей живостью красок, присущей технике мастера, заменяет мрамор и бронзу, использовавшиеся ранее для надгробий.

Надгробие Иниго Лопес, Севилья. Никулосо Франциско Пизано, 1503 г.

Ещё одно знаменитое произведение великого керамиста – облицовка арки над входом в главную церковь монастыря Санта-Паула в 1504 году. Арку украшают керамические фигуры ангелов и мифических существ, окружённые рельефными растительными орнаментами. В этом произведении впервые появляется  гротескность сюжетов в работах Пизано.

Керамическая облицовка фасада главной церкви монастыря Санта-Паула, Севилья. Никулосо Франциско Пизано, 1504 г.

Фрагменты керамической облицовки главной церкви монастыря Санта-Паула, Севилья. Никулосо Франциско Пизано, 1504 г.

Наиболее ярко характеризующим технику мастера считается алтарь Католических монархов в Алькасаре в Севилье. Здесь можно увидеть и религиозный сюжет с изображением Девы Марии, и фигуры мифических существ, и растительные орнаменты в совокупности с геральдической символикой. А насыщенность красок и тонкость черт отделки поражает и даёт ощущение эфемерности времени.

Керамическая отделка алтаря Католических монархов, Севилья. Никулосо Франциско Пизано, 1504 г.

С течением времени слава мастера растёт, переходя границы местного уровня. Толчком этому служит создание в 1518 году керамического алтаря в монастыре Калера-де-Леон в Тентудия. Монастырь признан Национальным историческим памятником, а алтарь представляет собой наиболее впечатляющую его часть. Сюжет изображает сцены из жизни Богородицы, выполненные керамистом в удивительной гармонии Ренессанса и мавританского стиля.

Керамическая облицовка алтаря в монастыре Калера-де-Леон, Севилья. Никулосо Франциско Пизано, 1518 г.

Последним известным произведением Никулосо считается декоративная керамическая отделка в приходской церкви Флорес-де-Авила в 1526 году. После смерти Никулосо Пизано его дело продолжает младший сын. Но, к сожалению, работы сына напоминают скорее исключительно бытовую отделку, нежели настоящие произведения декоративно-прикладного искусства отца.