Новый взгляд на использование фасадной керамики

Фасадная керамика призвана украшать серость городских улиц, наполнять красками монотонную повседневность, пробуждать наше воображение и дарить эстетическое наслаждение от привычных вещей. На протяжении веков смешивались стили и формы, привносились новые идеи и технологии. И сегодня во всём мире можно встретить тысячи зданий, украшенных керамикой, очень индивидуальных и разнообразных. Некоторые из них стали настоящими шедеврами архитектуры и монументального искусства, заставляющие мыслить и включать своё воображение.

Путешествуя по миру, можно встретить керамику в отделке зданий различного назначения. И никого уже не удивляют манящие мозаичные картины старинных кафе, ресторанчиков и магазинов Испании и Португалии, великолепие и роскошь изразцового декора замков Франции и Австрии, величие религиозного керамического убранства мечетей Турции и Египта. Поэтому очень хочется заглянуть в разные уголки мира с целью увидеть необычное использование изразцов и мозаик в оформлении фасадов.

Фасадные керамические панно как инструмент просвещения

Во многих странах искусство керамики стало мощным оружием просвещения. На фасадных панно изображены памятки об исторических событиях, научные факты, религиозные догматы, моральные наставления и патриотические призывы. В Испании и Португалии это проявилось в наибольшей степени за счёт популярности самого искусства керамики в оформлении зданий, но и другие страны прибегали к такому использованию фасадного декора.

Центральную площадь Севильи украшают красочные керамические панно, которые в совокупности представляют настоящий учебник по истории и географии страны. Яркими и сочными красками росписи по керамике изображены карты провинций, их названия, гербы и поворотные исторические моменты. Например, на панно Барселоны, художники-керамисты изобразили  Колумба, представшего перед Католическими Королями по возвращении из мореплавания в 1493 году.

Керамическое панно, Севилья, 1929 г.

В Испании также очень распространена христианская тематика по причине смены мусульманства на католичество и попыток насильственного обращения мавров в христианство. Так школу Прат-де-ла-Риба в городе Реус наравне с растительным орнаментом украшают керамические фрески со сценами из жизни Иисуса Христа. Работа выполнена каталонским художником-керамистом Франсеско Лабартом.

Керамическая фреска, Реус. Франсеско Лабарт,1911 г.

В Германии можно встретить керамику с «историей». В Дрездене гордостью и достопримечательностью является 102-метровое мозаичное панно из 25 000 плиток, на котором шествуют 35 саксонских правителей династии Веттинов и другие ключевые лица саксонской истории. Это панно тщательно оберегается властями и горожанами с момента его создания (1906 год). Во время бомбардировки жители закрыли панно мешками с песком, в результате чего оно не пострадало и по приказу властей было отреставрировано в 1980 году.

Памятная стена (керамика), Дрезден, 1906 г.

Во Франции центральными мотивами стали воспитание патриотизма и морали. В связи с этим наиболее часто керамические фрески, панно и мозаики такого характера украшают учебные заведения. На нескольких школах бывшего департамента Сен-э-Уаз из керамической плитки выполнена памятная табличка, которая посвящается учителям и детям, погибшим за свою родину 1914-1918 годах. Также по всей стране можно встретить увековеченный в керамике девиз «Liberté, Égalité, Fraternité» («Свобода, Равенство, Братство»), получивший распространение после Великой французской революции.

Памятная табличка (керамика), Франция, 1920 г.

Одно из нравоучительных произведений, созданное в 1931 году, украшает школу для девочек в Ле Лила в провинции Сена-Сен-Дени. Наставление на панно гласит «Après le pain l'éducation est le premier besoin du peuple»  («После хлеба образование является первой потребностью людей»). Школа для девочек также украшена декоративными мозаиками, подчёркивающими их будущую материнскую роль и несущими светлый образ матери.

Фасадные керамические панно, Ле Лила, 1931 г.

Изысканная керамика на лице промышленных зданий

Лицо здания – это его фасад. Керамический декор  способен сделать его черты незаурядными, приветливыми и восхищающими. Иногда самое обычное здание, словно живой человек,  благодаря этим чертам становится предметом любования. Удивительно, как можно сочетать промышленные здания с высокой художественностью. Порой такие эксперименты рождают настоящие шедевры.

При модернизации шоколадной мануфактуры Менье в Нуазьеле в северной части Франции была реконструирована мельница на берегу притока сены – реки Марны. Проект мельницы был создан французским инженером и архитектором Жюлем Солнье, а сказочный керамический декор – фабрикой Эмиля Мюллера. Это здание задумывалось как своеобразный символ шоколадной фабрики, обозначающий её успех и процветание. Яркие фасадные панно в виде медальонов  расписаны цветущими ветвями с какао-плодами, две центральные керамические фрески, венчающие вход, отображают памятные даты в истории фабрики и заглавную букву «М» от имени её создателя.

рагмент керамической отделки над входом мельницы, фабрика Менье, Нуазьель. Жюль Солнье, Grande Tuilerie dIvry, 1864-1872 гг.

Ещё более неожиданной кажется облицовка завода по переработке мусора и выработке тепла  в Вене. Это не просто жизненно необходимое сооружение для австрийцев, но и удивительно привлекательное для туристов сказочное творение. Яркие мозаичные вставки, обрамляющие окошки разного размера, и труба мусоросжигательного завода в облицовке небесно-голубой керамикой с золотым куполом выполнены по проекту любителя ярких и причудливых окошек – художника Фринденсрайха Хундертвассера.

Фасад завода по переработке отходов, Вена. Фринденсрайх Хундертвассер, 1988?1992 гг.

Мы привыкли мыслить стереотипами и делать из чего-то уникального обыденное, не замечая его и проходя мимо. Но мир многогранен, использование и назначение привычных вещей зачастую неоднозначно. Так и керамика может воплощать в себе другие грани, меняться и подстраиваться под время и место, а также менять всё вокруг. Примером этому служат керамические фасадные фрески, мозаики и панно, которые способны нести знания и влиять на восприятие целых поколений, формировать национальное и культурное сознание, сохранять связь поколений. И не менее показательна керамика, которая превращает здания, обезображивающие облик городов, в прекрасные произведения искусства.