Меню
8 (800) 555-80-32
+7 (995) 000-11-33

Орнаменталистика русского изразца

     Русские изразцы – это керамика с характером, этнически яркая и выразительная. Сегодня мы привыкли смотреть на роспись керамики с позиции красоты, модных тенденций, стилистики. В настоящее время народные мотивы особенно популярны, так что давайте взглянем на традиционный рисунок старинных изразцов немного глубже.

 

Примеры яркой русской керамики

Русский исторический изразец

Истоки и предпосылки символики 

     Русская народная роспись зарождалась на широких просторах и развивалась на протяжении нескольких веков. Этим обусловлено существование множества её различных направлений и техник в зависимости от периода и региона происхождения. Также орнамент видоизменялся с течением времени: какие-то элементы уходили, появлялись новые черты, формы и линии трансформировались, переносились акценты.

     Независимо от техники исполнения и периода, как правило, в линии и фигуры узоров росписи в народном ремесле вкладывался особый смысл. Русские мастера тщательно продумывали каждый элемент и цветовую гамму рисунка. Истоками символики в росписи русских изразцов в большей мере послужило на тот момент ещё языческое мировоззрение. Однако нельзя не учитывать, что на протяжении всей истории влияние других культур было довольно сильным. По этой причине в чистом виде установить происхождение той или иной трактовки отдельных элементов достоверно невозможно.

 

Интересный факт:  Россия располагается в двух частях света: Европе и Азии. Из-за большой протяженности границ и ключевого расположения ей всегда приходилось иметь дело с большим количеством народов и их культур, что на протяжении всей истории неизбежно влияло на весь путь страны - в том числе и на символику изразцов.

 

Расписная изразцовая печь XVIII века в историко-архитектурном музее «Палаты Строгановых», Усолье

Изразцовая печь XVIII века, историко-архитектурный музей «Палаты Строгановых», Усолье

Трактование символов и элементов русской орнаменталистики

     Довольно распространённый символ в орнаменталистике русского изразца – ромб. Эта фигура может как присутствовать в геометрических узорах, так и сплетаться из цветов и растений или заключать внутри себя какие-либо рисунки. Ромб с древних времён представлял собой символ плодородия и изобилия, а печь всегда считалась горячим сердцем дома и кормилицей. Именно поэтому изображение данной фигуры в узоре на изразце русской печи имело такую популярность. Через какое-то время подобный декор изразцов начал использоваться и для каминов.

 

     Тем не менее первенство отдаётся другому символу – древу жизни. Этот знак, символизирующий основу мироздания, считался залогом крепкой и здоровой семьи, в связи с чем украшал народные костюмы, домашнюю утварь и предметы интерьера. В религии крона древа отождествлялась с небесными силами, а его нижняя часть (корневая система) – с царством тьмы. Древо жизни наиболее часто встречается в украшении фасадов священных строений. Оно сплетается как из растительного и цветочного рисунка, так и из других элементов, например, геометрических фигур. Суть изображения заключается в соблюдении очертаний дерева, тянущегося ветвями вверх.

 

Яркая изразцовая печь XVII века во дворце царя Алексея Михайловича, Москва

Изразцовая печь XVII века, дворец царя Алексея Михайловича, Москва

Деревянная форма для изготовления изразцов с изображением древа жизни, XVI век

Деревянная форма для изготовления изразцов, XVI век

Интересный факт: символ Древа Жизни или символы, похожие на него, представлены почти в каждой культуре и берут свое начало ещё до нашей эры: так, например, подобная символика была в шумеро-аккадской, древнеегипетской и древнекитайской мифологиях. 

 

Керамическая фасадная отделка Тихвинской церкви в Ярославле, XVII век

Фасадная отделка Тихвинской церкви, XVII век, Ярославль

     Для мира в семье и защиты от недугов на изразцах в интерьере использовалась восьмиконечная звезда – алатырь. Она считалась сильнейшим оберегом, символом высшей мудрости. Существует предположение, что в упрощённой форме его углы сглаживались, и именно данный знак стал прототипом восьмилепестковых цветков-розеток, которые тоже получили широкое распространение в росписи изразцов для русских печей и фасадов.

 

Фасадная керамика с изображениями растений и животных, XVIII век

Фасадная керамика, XVIII век

     Наравне с символами и знаками, на керамике довольно часто можно встретить изображения растений и животных. Они также могут иметь особое значение. В орнаментальной росписи изразцовых русских печей и фасадной керамики наиболее распространены птицы.

 

Элемент фасадной отделки тихвинской церкви Ярославля с изображение цветка, XVII век

Элемент фасадной отделки тихвинской церкви, XVII век, Ярославль

Символизм изображений птиц в орнаменте русского изразца

     Изразцы на русских печах и фасадах нередко пестрят разноцветными птицами. Не удивительно, ведь они символизирует дух и свободу, в разрезе религиозных толкований выступают посланником божественных сил и символом рая. В росписи можно встретить разнообразных птиц, в том числе и мифических, например, частой гостью на изразцах становилась птица Сирин. Тем не менее в большинстве своём керамика украшалась маленькими пташками наподобие соловьёв, пёстрых павлинов и гордых орлов.

 

Керамический фрагмент фасадного декора с изображением павлина, XVII век

Фрагмент фасадного декора, XVII век

Изразец в русском стиле с изображением птиц, XVI век

Изразец в русском стиле, XVI век

Фрагмент керамического фриза на доме купца Игумнова с изображением птиц и цветов, Москва

Фрагмент керамического фриза, дом купца Игумнова, Москва

     Соловей является символом таланта и нежности. Его изображение призвано было даровать дому удачу и мир. Счастье и успех в семью доверялось принести павлину. Его нередко сравнивали с жар-птицей, героиней русских сказок, способной исполнять желания. Орёл же, напротив, олицетворял твёрдость и мужественность, призван был показать силу и непреклонность. Именно поэтому это наиболее используемый образ в геральдике. Изображение этой могучей птицы часто использовалось для изразцов в русской архитектуре.

 

     Мы рассмотрели лишь одни из основных элементов, которые используются в орнаменталистике русского изразца. В общей массе их великое множество, трактование некоторых из них может значительно разниться. Влиять на значение может даже положение фигуры или расположение отдельных линий, а также цвет росписи.

 

Значение цветов росписи русского изразца

     Ещё с XVI века наиболее распространен в народном ремесле был красный цвет. Со времён Древней Руси он считался символом жизни и здоровья, обозначал женское начало. И несмотря на то, что возможность использовать его появилась значительно позже, именно этот цвет стал основным в росписи изразцов для русских печей.

     В росписи изразцовых русских печей красный зачастую использовался в сочетании с белым – цветом чистоты и света. Он считался сильнейшим оберегом, способным защитить дом от нечистой силы и недобрых помыслов. Значение цвета берёт свои истоки от славянских племён, которые веровали в существование Белобога и Чернобога, благодаря чему и появилось противопоставление белого и черного в роли добра и зла.

     Однако в росписи может присутствовать и чёрный цвет, который в данном случае теряет своё негативное значение. Славяне ассоциировали этот цвет с землёй. В связи с этим в узоре его использовали в виде прямых и волнистых линий, символизирующих плодородное поле.

     Синий цвет – цвет истины и мудрости. Один из самых распространённых пигментов росписи изразцов в русской архитектуре. Синий узор можно увидеть на фасадах жилых домов, ведомственных зданий, дворцов и усадеб, соборов и церквей.

 

Пестрый керамический фриз дом купца игумнова, Москва

Керамический фриз, дом купца игумнова, Москва

Яркий фасадный декор тихвинской церкви с керамической облицовкой, Ярославль

Фасадный декор тихвинской церкви, Ярославль

Сохранившаяся керамическая отделка центрального столпа Голгофской церкви, Новый Иерусалим, Московская обл.

Облицованный центральный столп Голгофской церкви, Новый Иерусалим, Московская обл.

Зеленая изразцовая печь с изображением растений, XVII век

Изразцовая печь, XVII век

     Ещё один популярный цвет фасадной керамики – голубой. Этот цвет в русской культуре всегда ассоциировался с небом, считалось, что он имеет связь с божественной силой. Именно по этой причине это наиболее распространённый цвет керамики для убранства церквей и соборов.  

     Непременно народный орнамент не обходится без цвета юности и весны, всходов на плодородных полях – зелёного. Русская печь с зелёными изразцами по преданию приносила в дом изобилие. Второе значение зелёного цвета связывают с высшими силами. Именно в такой трактовке он использовался в иконописи и перешёл на фасадную керамику в церковном зодчестве.

 

Где сегодня заказать изразцы с ручной росписью?

     По сей день символы и цвета имеют для людей большое значение: ни для кого не секрет, что интерьер, которым мы себя окружаем, напрямую влияет на наше состояние и настроение. Благодаря современным технологиям и возможностям, изразцы под любую дизайнерскую задумку можно заказать и купить из всех городов России. 

     Компания CeramicaDecor создает уникальные изображения под любые ваши желания. Каждый изразец команда художников-керамистов расписывает вручную по запросам заказчика: наши коллекции представлены множеством элементов всех форм, размеров и степени декоративности. Более того, цвета для изразцов не заканчиваются на уже существующей богатой коллекции: компания CeramicaDecor имеет возможность разработать уникальных цвет специально под ваш проект. 

     С командой CeramicaDecor важные для вас символы и смыслы будут охранять и оберегать покой вашего дома! 

Наши работы на карте

Popup content