Печи и камины Баварии: изразец, мейсенский фарфор, мрамор и немного чугуна

Камины и печи Баварии украшают изразцы и керамические панели, знаменитый немецкий фарфор, лепные гипсовые статуи, чугунные дверцы и заслонки, резные ножки и навершия и прочие декоративные элементы отделки. Даже созданные в один период очаги разительно отличаются друг от друга. Их оформление отображает лишь общие тенденции в декоративно-прикладном искусстве того времени.

Разнообразие и роскошь печных облицовок обусловлены несколькими факторами. Во-первых, наличием нескольких направлений исторического развития немецкого керамического искусства. Во-вторых, ориентированностью баварских правителей на французский шик, вдохновлённых красотами Версаля. В-третьих, широкими временными рамками в возведении дворцов и замков, где и сохранились до наших дней лучшие образцы печей и каминов.

Фарфоровое и изразцовое обличие печей Баварии

Традиции немецкого изразцового печного искусства наиболее ярко представлены редчайшими образцами печей в замке Траусниц. Величественное строение берёт своё начало в истории Баварии в XIII веке с замка-крепости Ландсхут и в XVI веке становится резиденцией герцогского рода Виттельсбахов, получив  и новое название - Траусниц. Именно в период перестройки оборонительной крепости в прекрасный дворец ренессансного периода в итальянском стиле лучшими немецкими мастерами создаются прекрасные печи с керамическим декором.

К сожалению, некоторые печи не дошли до наших дней, погибнув под языками пламени, охватившими часть помещений замка в середине XX века. Одна из таких печей была восстановлена. Недостающие изразцы баварской печи создавались на основе уцелевших старинных элементов. Рельеф тщательно воссоздан на каждой отдельной плитке, немного отличает современные вставки чуть более светлая глазурь.

Печь с зелёными рельефными изразцами, замок Траусниц, Бавария

Радует своей красотой полностью сохранившаяся изразцовая печь в другом зале баварского замка. Керамическая отделка печи отражает взгляды мастеров того времени. Здесь использованы и контрастные цвета эмалей, и разнообразный рельеф, и красочное панно, и фризовые и карнизные пояса, и резное навершие. Впечатляет многоуровневость и богатство декора такой миниатюрной печи.

Изразцовая многоуровневая печь, замок Траусниц, Бавария

Абсолютно противоположный вид имеет другая печь замка, которая первой предстаёт перед его посетителями. Харизматичный и строгий вид очагу придают крупные литые чугунные панели. В них отражается стремление мастеров периода её создания сделать элементы отделки как можно крупнее. На печи обозначена дата её возведения – 1529 год, а также инициалы герцога Людвига из династии Виттельсбахов – HL. В рельефном декоре панелей сочетаются величественность геральдической символики рода и лёгкость ренессансных путти и ветвей лавра. Такой приём довольно часто использовался на фресках и эмблемах эпохи Возрождения, когда геральдическая орнаменталистика переходила в натуралистические изображения.

Печь с гербами рода Виттельсбахов Баварских, замок Траусниц, Бавария

Позволяет также любоваться изразцами в печной облицовке крепость Баварии – Фесте Кобург. Первое упоминание о данном оборонительном сооружении датируется 1056 годом. На протяжении всего своего существования до середины XX века крепость служила по своему назначению. Несмотря на это некоторые залы имеют весьма изысканный интерьер.

Стены одной из комнат декорированы инкрустированными картинами со сценами охоты. В углу установлена изразцовая печь. Рельефные цветные изразцы украшают изображения германских монархов в медальонах, сцены из Ветхого завета и нравственные надписи. Печь была создана в Нюрнберге в 1540 году.

Печь с рельефными расписными изразцами, Фесте Кобург, Бавария

Изразцы печи, Фесте Кобург, Бавария

Как периодом создания, так и своим оформлением разительно отличается от всех рассмотренных ранее изразцовых печей Баварии фарфоровая красавица в Новом Дворце Шляйсхайм. Баварский Версаль был достроен к концу XVIII века. Он стал жемчужиной архитектуры региона и образцом пышных стилей барокко и рококо. Интерьерам дворца с лепкой и росписью вторит богатая в убранстве печь в одном из залов. Золочёная роспись, скульптурный декор, сложная форма и перетекающие линии, пилястры и волюты складываются в изящный очаг.

Фарфоровая печь, Шляйсхайм, Бавария

Роскошь и аристократичная холодность фарфора и мрамора каминов Баварии

В поисках каминов на землях Баварии мы попадаем в стены самого дорогостоящего замка Херренкимзее. Замок был возведён для короля Людвига II в конце XIX века. Архитектура строения и интерьеры залов воссозданы в духе Версальского дворца по проекту Георга фон Дольмана.

Один из прекраснейших каминов является неотъемлемой частью интерьера Голубого салона. Каждая деталь кабинета продумана Ойгеном Дроллингером и Францем Паулем Штульбергером. Золотая роспись фарфорового портала перекликается с золотым декором комнаты. Но в то же время камин выгодно выделяется белизной декоративных деталей из мейсенского фарфора и гармонично сочетается своей аристократической холодностью с голубой мебельной драпировкой и портьерами.

Камин в Голубом салоне, Херренкимзее, Бавария

Удивительно, но именно в Фарфоровом кабинете, где всё, вплоть до отделки дверей и инкрустации мебели, выполнено из фарфора, лишь каминный портал изготовлен из двухцветного мрамора. Над порталом возвышается каминное зеркало, окаймлённое фарфоровыми розами тонкой работы мейсенских мастеров. Архитекторы и художники так тщательно продумывали каждую деталь, играли с цветами и фактурами материалов, что все части интерьера связаны тонкой нитью между собой и гармонично перекликается в общей картине, несмотря на такое обилие отдельных элементов.

Камин в Фарфоровом кабинете, Херренкимзее, Бавария

Дуэт мрамора и фарфора сложился и в декоре камина в Рабочем кабинете. Тёмный портал выгодно выделяется на фоне светлых стен зала. Каминные вазы и отдельные детали отделки выполнены из фарфора мастерами мануфактуры города Севр по специальному заказу.

Камин в Рабочем кабинете, Херренкимзее, Бавария

А вот наиболее сдержанный в оформлении каминный портал украшает самое роскошное помещение замка – Парадную спальню. Проект Юлиуса Хофмана превзошёл прототип в стенах Версаля: резная мебель, уникальная отделка стен расшитым бархатом и вышитыми картинами, инкрустация золотыми пластинами, палисандровые вставки на полу и прочие декоративные  элементы впечатляют даже самого требовательного ценителя роскоши. Белый фарфоровый камин же, напротив, обладает сдержанными линиями и перекликается с общим интерьером лишь золотой росписью.

Камин в Парадной спальне, Херренкимзее, Бавария

Невзирая на близкий период создания, кардинально разниться с роскошными интерьерами Херренкинзее внутреннее убранство замка Хоэншвангау. Художник Мориц фон Швинд в период реконструкции в первой половине XIX веко оформил залы Хоэншвангау в стиле неоготики и бидермейер. Подтверждением тому служат камины и изразцовая печь в Зале Лебединого рыцаря охотничьей резиденции правителей Баварии.

Камин и печь с изразцами в Зале Лебединого рыцаря, Хоэншвангау, Бавария

К сожалению, показать всё то богатство, которое сохранилось в стенах дворцов и замков Баварии в виде изразцовых печей, каминов и фарфоровых порталов, не представляется возможным. Но, к счастью, их двери открыты для посетителей. Все желающие могут насладиться красотой интерьеров величественных залов, неотъемлемой частью которых являются не менее впечатляющие печи и камины.

Popup content