Изразцовые печи дворца Юсуповых в Москве

Дворец Юсуповых (Палаты Волковых-Юсуповых) имеет богатую историю. Он воплощает в себе произведение архитектуры, живописи, декоративно-прикладного искусства.  Это здание с историей длинною в несколько веков. Важен тот факт, что все реставрации проводились в соответствии с естественным видом объекта и с учётом технологий времени строительства. Некоторые предметы интерьера и вовсе остались нетронутыми, дойдя в сохранности до наших дней. Благодаря этому дворец Юсуповых – это прежде всего музей, открытый для посетителей, который несёт огромную историческую ценность. Среди особо значимых предметов интерьера Юсуповского дворца – изразцовые печи, представляющие интерес для историков, культурологов, художников и мастеров, но и обычные посетители не могут обойти их стороной, оставив без своего внимания.

Изразцовые печи оборудованы практически во всех помещениях дворца. Взглянув на красоту их облицовки, трудно поверить в то, что они имели функциональное предназначение – отапливали помещения. Печи имеют свойственную для периода их создания многоярусность.  Каждая печь индивидуальна, но все они удивляют множеством деталей и необычными для своего времени красками.  Несмотря на свою яркость и выразительность, они очень гармонично вписываются в интерьер помещений.

Изготовление изразцов для печей датируется XVII веком. Основу облицовки составляют плоские глазурованные изразцы с росписью тончайшей работы. В росписи по керамике можно увидеть динамичность сюжетов, идиллические пейзажи, а иногда и поучительные надписи. Для ознакомления с красотой этих произведений декоративно-прикладного искусства мы предлагаем небольшую фотоэкскурсию.

Экскурсия по залам с изразцовыми печами

Одна из самых больших (170 кв. м.), торжественных и величественных комнат дворца – Тронный зал. Это помещение предназначалось для проведения приёмов. Здесь мы видим бронзовые  резные двери, венецианские зеркала, сводчатый расписной потолок с огромными классическими люстрами, портреты Петра I, Петра II и представителей династии Романовых. Под стать всей роскоши интерьера и угловая печь с голландскими изразцами. Её украшает богатая растительная и сюжетная роспись. На переднем плане выполнены сюжетные панно, образуемые несколькими изразцами. Фризы и карнизы многоуровневой печи выполнены из фрагментов сложных форм, покрытых росписью. В декоре присутствуют объёмные лепные элементы.

Изразцовая угловая печь в Тронном зале

Далее мы проследуем в Трапезную комнату, также служившую в основном для приёмов. Она кажется бесконечной благодаря удлиненной форме, безопорному сводчатому потолку и яркому и насыщенному орнаменту на стенах. Восточный узор говорит об арабских корнях рода. Две, расположившиеся здесь, изразцовые печи украшают бело-голубые изразцы XVIII века, которые также отражают мотивы восточной культуры и орнаментов. Каждый изразец несёт в себе отдельную историю, выраженную изображением и подписью к нему. В облицовке сохранились не все изразцы, некоторые из них были заменены на новые, их легко определить по цвету росписи. Новые изразцы имеют более тёмный оттенок пигментов. Печи схожи между собой, но одна из них более сложная по форме, она отличается разноуровневым фасадом.

Изразцовые печи в Трапезной комнате

Из Трапезной мы попадаем в Портретную комнату. Она получила своё название благодаря медальонам с изображением всех представителей рода Юсуповых, среди них и мусульманский предок – могущественный Юсуф-мурза. Печь в этом помещении отделана изразцами, на каждом из которых неповторяющееся изображение сюжета из жизни и подпись к нему. На одном из изразцов изображён представитель рода – Николай Борисович на охоте с собакой. В оформлении преобладает ярко-жёлтый цвет, который при электрическом свете даёт золотой отблеск. Справа находится дверь, ведущая в Гербовый зал, по левую сторону – в кабинет князя Юсупова.

Угловая изразцовая печь в Портретной комнате

Интерьер княжеского кабинета очень выразителен, выполнен в ярких красках с преобладанием всех оттенков красного. Несмотря на широкую палитру оформления декора, помещение не выглядит вычурным. Основное внимание приковывает потолок. На нём можно увидеть расположение небесных тел по отношению к Солнцу, исходя из представлений того времени. Здесь в полной гармонии и взаимодействии с двух сторон комнаты  расположились две изразцовые печи.

Изразцовые печи в интерьере кабинета князя Юсупова

Одна из них украшена изразцами с растительной росписью, что ещё больше подчёркивает природное начало интерьера комнаты. Верх украшен керамическим декором схожим по форме с листьями. Габариты изразцовой печи с растительной росписью немного больше, чем второй. Вторая печь несёт большую смысловую нагрузку. Каждая изразцовая плитка облицовки расписана сценами из жизни и текстами пословиц и поговорок, фризы украшены изображениями растений и животных, перекликающимися с орнаментом первой печи. Верх печи венчают керамические кукольные головки.

Фрагменты изразцовой облицовки печей княжеского кабинета

Гербовый зал славится своим изяществом и утончённостью. Обусловлено это прежде всего нежностью оттенков оформления и аристократизмом линий серебристого и золотистого растительного декора с фрагментами гербовой символики рода. Сложно представить, какая печь смотрелась бы так органично в этом величие, как ни та самая, которая предстаёт перед нами. Особенной её делают изразцы лимонного цвета. Такой оттенок кажется совершенно невероятным для изразцовых печей XVII-XVIII веков. Растительная роспись перекликается с цветом стен и делает печь неотделимой частью интерьера.

Изразцовая угловая печь в Гербовом зале

На третьем этаже дворца расположилась уютная домовая церковь Николая Чудотворца и великомученицы Татьяны, состоящая из нескольких комнат. Множество атрибутов самой церкви было утеряно, в том числе иконы и иконостас. Но печь в голландских сине-белых изразцах с изображением сюжетов с подписями, отображающими  человеческие пороки и добродетели, сохранилась и радует взор посетителей экскурсий и сегодня.

Печь в голландских изразцах домового храма

Само здание, его стены и предметы интерьера словно таят в себе тени прошлого. В некоторых залах будто бы живёт дух торжественных приёмов, в других – уютных семейных вечеров, в третьих – мифические легенды родового проклятья и трагедии отдельных судеб.  Пусть не всё во дворце Юсуповых осталось в первозданном виде, но это безоговорочно один из масштабнейших памятников-музеев Москвы. Здесь история запечатлена в мелких деталях декора и предметах интерьера, росписях и лепных орнаментах стен и потолков, картинах и иконах. Изразцовые печи индивидуальны, приковывают к себе взгляд, наполняют эмоциями, наталкивают на размышления и заставляют приходить к ним вновь, чтобы изучать витиеватые тонкие линии узора изразцов ручной работы мастеров XVII-XVIII веков, удивительное сочетание оттенков, необычность цветов эмалей, всматриваться в детали сюжетов и находить каждый раз что-то новое.