Мир керамики Петра Кузьмича Ваулина

Пётр Кузьмич Ваулин – талантливый художник-керамист с тонким вкусом, образованный химик-технолог с невероятной пытливостью ума и непреодолимым стремлением к саморазвитию, педагог-практик с желанием бескорыстного вклада в обучение мастеров и развитие керамики в целом.  Рожденный в 1870 году в крестьянской многодетной семье, неприхотливый в быту, как правило, одетый в простую одежду, на протяжении всей жизни художник вкладывает все средства в организацию гончарного производства и развитие технологий искусства керамики. Пётр Ваулин прилагает все усилия для передачи своих секретов мастерства всем, начиная со своих учеников и заканчивая простыми опошнянскими гончарами.

Образование Пётр Ваулин получает в Красноуфимской сельскохозяйственной школе. Закончив специализацию по гончарному ремеслу, выпускается со званием мастера. В 1890 году, Петру Ваулину представляется возможность получить огромный опыт, посещая заводы по производству керамики в России и Финляндии. Увиденное разнообразие технологий,  стимулирует жажду исследований и экспериментов в изготовлении керамических изделий.

Творческое объединение художников-керамистов в Абрамцево

В 1890 году Петра Ваулина приглашают возглавить мастерскую Костромского Технического училища. В этом же году под меценатством Саввы Мамонтова в его же подмосковном имении Абрамцево появляются экспериментальные художественные мастерские с одноимённым названием. Пётр Ваулин назначается их руководителем. Это своеобразное объединение русских художников, охваченных страстью к искусству керамики. В Абрамцево рождаются шедевры при участии Михаила Врубеля, Валентина Серова, Ильи Репина, Константина Коровина, Виктора Васнецова и других талантливых художников.

Сам же Ваулин подходит к главной отправной точке своего творческого пути. Он руководит технологическими процессами, занимается исследованиями материалов для производства керамических изделий и  проводит эксперименты по усовершенствованию и разработке новых видов глазури. Именно в период работы в Абрамцево мастер создаёт металлизированную глазурь и знаменитую технику восстановительного обжига.

Керамическая облицовка камина «Микула Селянинович и Вольга» с использованием глазури П. Ваулина. М. Врубель. 1900 г.

Украинский период творчества Петра Ваулина

В 1903 году Пётр Ваулин переезжает в Миргород, где преподаёт технологию производства керамики в Миргородской художественно-промышленной школе имени Н. В. Гоголя. В процессе обучения мастер подталкивает своих учеников на эксперименты с материалами, процессами работы с глиной и покрытием керамических изделий.

В этот период мастер участвует в изготовлении керамической облицовки для здания Полтавского городского земства (на сегодняшний день – Краеведческий музей Полтавы).

Керамическая облицовка Краеведческого музея Полтавы. 1904 г.

Именно для этой работы Ваулин, как технолог, погружается в изучение глин на территории Полтавской области. И делает вывод об уникальности глин Опошни – нынешнего сердца украинского гончарства. При изучении гончарного ремесла края художник-керамист собирает коллекцию старинных изделий и организовывает музей, который и стал прародителем сегодняшнего Национального музея украинского гончарства. В музее можно увидеть мемориальную доску посвященную Петру Ваулину.

Несмотря на то, что мастер провел в Украине всего лишь три года своей творческой жизни, он стал родоначальником новой вехи развития керамического искусства Полтавской области. Вклад Ваулина определяется как формирование особого стиля в керамике Опошни, отличительными особенностями которого служат нанесение ангобами цветочных и растительных орнаментов с последующим покрытием глазурями. При этом мастер не навязывает свою технику, он старательно изучает гончарные традиции края и способствует развитию ремесла.

Художественные мастерские «Гельдвейн-Ваулин»

Потерпев неудачу по причине конфликта с руководством Миргородской школы, в процессе создания своей мастерской на территории Опошни, Пётр Ваулин не сдаётся и реализовывает свой замысел. В селе Кикерино Ленинградской области на базе гончарно-кафельного завода в сообществе с Осипом Гельдвейном основывает художественные мастерские по изготовлению керамики. Мастер выбирает место, основываясь на привлекательности для производства местного сырья, а именно синей глины.

Керамическая облицовка Соборной мечети, Санкт-Петербург. Мастерская «Гельдвейн-Ваулин», 1910?1917 гг.

Ваулин привлекает к работе своих самых талантливых учеников и известных художников. Поначалу это небольшое производство облицовочной керамики, майоликовых панно, декоративных предметов. Но очень скоро в Кикерино съезжаются богатые заказчики, в том числе и иностранные, а работу для них выполняют лучшие русские керамисты того времени. В мастерской производят фасадную майолику, а также керамику для облицовки печей и каминов. В то время камины считаются предметом роскоши и повсеместно украшают интерьеры зажиточных домов.

Керамическая облицовка камина в особняке Кочубея, Санкт-Петербург. Мастерская «Гельдвейн-Ваулин», 1908?1910 гг.

Мастерская ставит своей задачей сохранять лучшие традиции национального искусства, выполняя керамическую облицовку в стиле модерн.

Керамическая облицовка входа в библиотеку Института экспериментальной медицины, Санкт-Петербург. Мастерская «Гельдвейн-Ваулин», 1911-1913 гг.

Наследие художника-керамиста Петра Ваулина

Последние годы жизни Пётр Ваулин проводит в Ворошиловограде (Луганск). Вместе с сыном открывает мастерскую во время оккупации, за что после освобождения города они обвиняются в содействии фашистам и подвергаются аресту. В 1943 году художник умирает в заключении из-за проблем с сердцем. Уже после смерти Пётр Ваулин был реабилитирован и все обвинения с него сняты.

Богатое наследие художника-керамиста Ваулина состоит не только в его произведениях, но и в технологиях производства, которые он оставил после себя. Абсолютная преданность  своему делу объясняет позицию мастера в стремлении предать все свои открытия широкой огласке с целью ускорения развития технологий изготовления керамики. Художник публикует материалы своих исследований в период сотрудничества с журналом «Керамическое обозрение» и оставляет массу документов и рукописей с рецептами керамики и глазурей, секретами улучшения технологий их производства.

Пётр Ваулин ставил своей целью возрождение искусства русской майолики и во всей своей творческой деятельности держал курс в этом направлении. И где бы ни находился мастер, в сотрудничестве с лучшими художниками он возводил вокруг себя мир наполненный керамикой.