Советский реализм в искусстве мозаики

Мозаика – это особый вид декоративно-прикладного искусства, который известен людям с древних времен. Когда-то для создания панно использовались камни, ракушки и даже кусочки костей животных. В процессе развития мозаичного искусства мастера стали использовать глазурованную керамическую плитку и смальту (специальные непрозрачные плиточки из стекла).

Мозаичные панно советского периода – это своего рода визитная карточка государства. Это повседневность в искусстве и искусство повседневности. Творения мастеров мозаики насквозь  пропитаны духом времени. Причиной тому – течение социалистического реализма в искусстве СССР, которое полностью подчинялось законам правящей партии и соответствовало задачам социалистического строя.

Советская идеология в искусстве

Искусство, культура, наука советского периода в преобладающей массе носит идеологический характер. Суть влияния такова. Основная пропагандируемая идея – дорога к «светлому будущему». Путь к его достижению лежит через сплочение людей и вклад каждого в общую идею, словно соединение маленьких цветных осколков в мозаичное панно. Существует строгая система ценностей, пропагандируемая партией. Отклонение от установленной системы приоритетов считается инакомыслием и воспринимается как враждебное мировоззрение.

Следовательно, все сферы жизни заключены в строгие рамки и подвергаются сильному давлению со стороны государства. Но, как ни странно, развитие науки и культуры продвигается быстрыми темпами. Причин этому несколько. Во-первых, двоякость взглядов. Произведения появляются, как со стороны сопереживающего человека, чувствующего свою долю участия, так и со стороны протестного восприятия советского режима. Во-вторых, наука, культура и искусство, заключенные в границы допустимого, получают значительную поддержку государства. Так, для широкого использования мозаичных панно на фасадах зданий строятся целые смальтовые заводы.

В мозаике можно увидеть те же принципы влияния. Религиозные сюжеты перетекают в идеологические. Наступает уход от эгоцентризма. Теперь человек – это часть коллективного. Видна перестановка приоритетов. Семья – ячейка общества, то есть также часть целостной системы. А женщина не только мать и хранительница очага, но и активный строитель коммунизма. Достаточно вспомнить созданный Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в повести «Собачье сердце» сатирический образ  Вяземской – члена домоуправления и заведующую культотделом дома.

Наиболее интересные мозаичные произведения эпохи соцреализма

Преимущественно мозаичные сюжеты социалистического реализма изображают героев труда, воинов-освободителей, космонавтов, спортсменов, пионеров и колхозников.

Одним из самых символичных мозаичных панно можно назвать произведение на здании ДК химиков в городе Балаково. Сюжет представлен в виде лодки, в которой вместе плывут люди разных поколений и профессий. То есть мы видим всеобщее единение на пути к общей цели.

Мозаичное панно «Волга – русская река» (смальта, керамика), г. Балаково (РСФСР). Кузнецов А.Н. 1966 г.

Важное место в СССР занимает спорт. Физическое воспитание является составляющей  всестороннего развития личности. Существует целая программа, чтобы нести спорт в массы, при содействии профсоюзов и комсомола. Что касается профессиональной спортивной деятельности, то тут цифры говорят сами за себя. За период участия в Олимпийских играх (по 18 зимних и летних игр) спортсмены СССР в общем зачёте не опускаются ниже второго места. Эта неотъемлемая часть советской жизни также получила отражение в мозаике.

Мозаичное панно «Хоккеисты» (керамика), г. Москва (РСФСР). Дейнека А.А. 1959-1960 гг.

Мозаичное панно «Эстафета» (смальта), г. Москва (РСФСР). Тутеволь К.А. 1972 г.

Советский Союз также держит первенство во всемирной гонке по освоению космоса. В Казахской ССР строится первый и самый большой в мире космодром «Байконур». В мозаичных сюжетах не обойтись не только без изображений покорения космоса, но и главного героя-космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина.

Мозаичное панно «Космос и научно-технический прогресс» (смальта), г. Бишкек (Киргизская ССР). Акматкулов М. 1984 г.

Мозаичное панно «Юрий Гагарин» (смальта), г. Жуковский (РСФСР)

 В мозаике соцреализма также часто встречается сюжет единства народов, как символ огромного многонационального государства.

Мозаичное панно «Встреча гостей» (смальта, керамика), г. Бишкек (Киргизская ССР). Михалев А.Н. 1964г.

Мозаичное панно, Дворец пионеров, г. Киев (УССР). Рыбачук А.Ф., Мельниченко В.В. 1965-1967 гг.

И нельзя обойти стороной мозаику, изображающую повседневную жизнь советского гражданина. Тут можно встретить и церемонии бракосочетания, и радость в стенах роддомов, и картины из беззаботного детства.

Фрагмент мозаичного панно (смальта), г. Майкоп (РСФСР)

Фрагмент мозаичного панно (керамика), г. Ростов-на-Дону (РСФСР)

Если речь идёт о мозаике, то важно упомянуть о самом великом творении советского времени в этом виде искусства. Величественное произведение под названием «Карта индустриализации СССР», появившееся в 1937 году. Панно размером более 27 квадратных метров собрано из почти 50 000 фрагментов. Для его изготовления использовались драгоценные и полудрагоценные камни, среди которых рубин, изумруд, аквамарин, топаз,  яшма, лазурит.

Мозаичное панно «Карта индустриализации СССР». 1936-1937 гг.

Фрагмент мозаичного панно «Карта индустриализации СССР». 1936-1937 гг.

Что для современного человека мозаика соцреализма

Кто-то говорит о том, что эти произведения появлялись из-за большой оплаты такой работы в то время. Кто-то рассуждает, что мозаика создавалась по чётким указаниям партии. Но немало людей отметят, что зачастую в работах мастеров просматривается любовь к Родине и гордость за неё, стремление внести свой вклад и поставить свою печать на страницах истории.

Разноцветные панно можно встретить и сейчас во всех странах бывшего Советского Союза: на фасадах жилых домов, магазинов и школ, на обычных пригородных остановках и на станциях метрополитена, в декоре санаториев и домов отдыха, а также в холлах гостиниц советских времен, научных институтов и даже больниц. Это не только вековые произведения искусства, но и напоминание об истории, жизни людей того времени, их идеалах, стремлениях и образе мыслей.