Камины в Екатерининском дворце
Изразцовые камины и печи во дворцах и усадьбах Санкт-Петербурга
Богатая изразцовая отделка очагов была подарена Петербургу Петром I, который ввёл в моду керамический декор и роспись каминов и печей. Именно по указу царя совместно с русскими художниками приглашались и иностранные керамисты для изготовления каминной и печной облицовки в его резиденциях. Все имения знати и вельмож XVIII века украшены изразцовыми печами и каминами преимущественно с сюжетной и пейзажной росписью каждого отдельного элемента отделки.
Начать обзор печей и каминов Петербурга хочется с Меншиковского дворца, который повсюду украшен делфтской керамикой. Печи здесь как бы сливаются со стенами в повторяющемся орнаменте и единых тонах. Одна из таких печей находится в спальне Варвары Михайловны Арсеньевой, свояченицы Александра Александровича Меншикова. Изразцовая печь имеет ярусную форму, как и большинство дворцовых печей того времени. Каждая отдельная плитка представляет собой целую картину. Отдельные изразцы объединяются в единую композицию рамками и образованными их углами розетками.
Интересно: благодаря складу характера и талантам Меншиков оказался ближайшим другом Петра Первого и многие решения не принимались без его участия. В Петровскую эпоху Меншиков был самым богатым человеком в России и одним из самых богатых в Европе, поэтому он мог позволить себе любой интерьер в своих грандиозных и величественных замках, в том числе множество изразцовых печей
Печь с изразцовой отделкой, СПб, Меншиковский дворец
Изразцовая печь с изразцовым панно
Несмотря на то, что следующая в нашем необычном путешествии печь выполнена в тех же оттенках росписи, она значительно отличается от предыдущей. Находится она в Аничковом императорском дворце. Облицовка печи воспроизведена по эскизу М. Месмахера его учениками. Исходя из задумки автора, дымоход декорирован большим панно из изразцов. В росписи преобладают античные мотивы.
Следующий камин исполнен по эскизу того же архитектора, но находится он в Парадной столовой Алексеевского дворца. Редкий для того времени встроенный камин украшен массивной деревянной каминной полкой. Топка обрамлена изразцами с цветочным орнаментом. Вверху располагается панно выдержанное в духе античности.
Камин с изразцами, СПб, Алексеевский дворец
Ещё одна необычная печь находится в стенах квартиры-музея Елизаровых – родственников В. И. Ленина. И пусть это не дворец и не усадьба, но ведь и передаёт музей совсем другой исторический период. Здесь сохранилась в первозданном виде обстановка, отображающая жизнь русской интеллигенции конца XIX века, и помещение неизменно обогревалось изразцовой печью. Отделка выполнена из керамической плитки нескольких цветов с рельефным растительным и анималистичным декором: верх печи оплетают еловые ветки с шишками, а на центральной композиции изображён медведь. Печь изготовлена на Ракколаниокском гончарном заводе.
Изразцовая печь, СПб, квартира-музей Елизаровых
Центральный декор очага, СПб, квартира-музей Елизаровых
Старинные изразцовые камины и печи в простых домах Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург - особенный город, в котором не обязательно посещать дворцы, музеи и выставки, чтобы познакомиться с историческим и художественным достоянием страны. Для этого достаточно пройтись по улочкам города или просто зайти в жилые дома довоенной постройки. В квартирах, подъездах или на лестничных пролётах можно встретить старинные камины и печи в изысканной керамической отделке, ничем не уступающие дворцовым очагам.
К сожалению, эти печи и камины сохранены не так хорошо, как во дворцах, усадьбах и домах-музеях. Некоторые из них покалечены надписями и царапинами, закрашены краской и побелкой, частично разрушены, отдельные изразцы отделки отколоты и разбиты. Тем не менее мы можем ещё рассмотреть первозданную красоту некоторых из них.
Один из прекрасных экземпляров таких печей расположен в Доме мещанского общества, построенного на набережной Фонтанки в 1910 году по проекту архитектора Н. К. Прянишникова. Парадную дома украшает изразцовая печь. Отделка выполнена из тёмно-синих глазурованных керамических плиток. Фасад украшен декором в виде рельефного цветочного орнамента. Именно такой рисунок и сглаженность углов печи ярко характеризуют период возведения очага - эпоху модерна.
Изразцовая печь, СПб, Дом мещанского общества
Камин с изразцовой отделкой, СПб, ул. Маяковского
Два камина и печь в изразцовой облицовке сохранились и в бывшей жилой квартире в доме по улице Маяковского. Ныне в помещении находится офис. Благодаря закрытому доступу к этим очагам их отделка уцелела полностью. Удивительно, насколько их декор разнообразен.
Камин в коричневых тонах украшен изразцами с рельефными розетками. Резное навершие делает его ещё более помпезным и величественным. Он словно заполняет собой всё пространство.
Второй камин с росписью, напротив, тонкий и нежный. Роспись изразцов растительным узором выполнена в пастельных тонах по базовому кремовому оттенку. Навершие повторяет мотивы основного орнамента.
Камин изразцовый, СПб, ул. Маяковского
Изразцовая печь, СПб, ул. Маяковского
Изразцовый камин, СПб, ул. Бронницкая
Печь же довольно сдержана и строга. Геометрический рельеф изразцов делает её идеальным элементом интерьера находящегося сегодня в этих стенах офиса. Изюминкой данной печи является оформление её нижней части однотипным с изразцами на дымоходе орнаментом, но как бы развёрнутым под 45 градусов.
Ещё один великолепный изразцовый камин Санкт-Петербурга можно увидеть на улице Бронницкой в пятиэтажном жилом доме постройки 1899 года. Этот камин конца XIX века оформлен в духе неоклассицизма. Отделка выполнена рельефными изразцами. Орнамент включает в себя геометрические элементы и классические розетки. Керамическая облицовка сохранилась практически полностью, а цвет муравленых изразцов по-прежнему сочный и глубокий.
Изразцы в отделке камина, СПб, ул. Бронницкая
Обзор изразцовых печей и каминов Санкт-Петербурга с двух ракурсов показывает, что независимо от их происхождения и местонахождения каждая из них по-своему прекрасна и неповторима. Поэтому очень важно беречь исторические и художественные памятники, которые живут в нашей повседневной жизни наравне с теми, что находятся под защитой музейных комплексов. А для этого всего лишь необходимо помнить, что жизнь этих произведений зависит от каждого из нас. Только мы можем передать эти ценности нашим потомкам в их первозданной красоте.