Изразцы святых стен – творения Степана Полубеса

«Золотое» время для новой эпохи изразца

Изразец проходит новый этап развития в 17 веке. Это период переплетения значительных изменений в архитектуре, религии, социальном укладе жизни. Всё больший вес набирает  культ образования и культуры. При этом подъем искусства плотно соприкасается с народным творчеством.  

В архитектуре происходит переход от строгих форм и практичности  к изысканности линий, яркости красок и обилию декоративных элементов. В обществе происходит расслоение, укрепляются позиции боярского и купеческого сословия. Благодаря представителям богатого слоя общества  строительство  приобретает массовый характер. В интерьере привилегия отдается цветочным орнаментам.  Отделка керамическими изразцами, каменными и деревянными барельефами становится признаком богатства, неотъемлемой частью убранства домов.

 

Дом купца Гутмана. 17 век

Происходит пересечение светского и религиозного. Церковь признает воздействие искусства на людей, пытаясь всячески удерживать своё влияние. В связи с этим активно ведётся строительство новых храмов, фасадное убранство которых приобретает совершенно иной вид. Из внутреннего декорирования рельефные полихромные изразцы повсеместно перебираются на  фризы зданий, а иногда и полностью облицовывают стены.  Именно в этот период берет начало возведение Ново-Иерусалимского монастыря, который должен стать копией святых мест Вифлеема и Иерусалима, под руководством патриарха Никона. 

Изразцовых дел мастер      

В ходе русско-польской войны лучшие белорусские народные мастера (на тот момент Великого княжества Литовского) перевозились  в Россию представителями знати в свои уделы. Одним из таких ремесленников был Степан Иванов по прозвищу Полубес, вывезенный из взятого Мстиславля князем-воеводой Алексеем Никитичем Трубецким.

Князь, твердый приверженец православной веры, принимает активное участие в строительстве и восстановлении храмов. В связи с этим он «передает» Степана Полубеса патриарху Никону в изразцовую мастерскую для создания убранства Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Строго следуя всем чертежам Вифлеемского храма при возведении собора, Никон дает полную свободу творчества в облицовке фасада изразцами. Тут берет свое начало игра красок, теней и рельефа творений великого мастера изразцового дела.

Новаторство Степана Полубеса в обрамлении изразцами

Вклад мастера в искусство изготовления, росписи изразцов и облицовки ими легко рассмотреть, изучив наиболее известную его работу.  Таковым является широкий фриз с цветочным орнаментом, получившим название «павлинье око». Название дает ему сходство с окраской павлиньего хвоста.

Изразцовый узор «Павлинье око» работы С. Полубеса на аспиде Воскресенского собора

В первую очередь Степан Иванов вносит яркость, контрастность  и сочность красок в роспись изразцов. Он использует синюю, жёлтую и зелёную эмаль для создания узора. До появления белорусских мастеров на Руси используются зелёные изразцы (муравленые).

В орнаменте знаменитого фриза преобладают растительные мотивы. В то время, как правило, роспись изразцов имела в основе сюжетные изображения. В керамической облицовке впервые появляется раппортная композиция, ритмично повторяющая элементы узора. 

И основная особенность этого творения – многоуровневость. Это не просто рельефное изображение: некоторые элементы узора возвышаются над плоскостью изразца на разную высоту, а некоторые – углубляются. Степан Полубес учитывает игру света и тени, срезая края элементов орнамента под разным углом. Это обеспечивает рисунку гармоничность, придаёт мягкость переходов в самом орнаменте и, напротив, добавляет четкости краям барельефа.

Знаменитый узор  мастер повторяет в оформлении Храма Григория Неокесарийского, Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове, Иосифо-Волоколамского монастыря, привнося некоторое разнообразие в цвет и форму.

Изразцовая отделка работы С.Полубеса на фасаде Собора Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово

Эти произведения не столь великолепны, как изразцовый пояс Воскресенского храма, но по-своему прекрасны и заслуживают внимания. Ещё создаёт неповторимые убранства фасадов зданий Крутицкого теремка, Святых ворот с надвратной Петропавловской церковью, отдельными изразцами украшает Солотчинский монастырь. Многие шедевры в облицовке зданий, выполненные Степаном Полубесом и другими мастерами прошлого, сохранились и до сегодня.

Изразец из 17-го века в наши дни

Народные традиции доносили до наших дней и совершенствовали технологии создания керамического изразца. В наше время наблюдается  процесс обратного возвращения керамических украшений из экстерьеров в интерьеры помещений. Они, как и в прошлые века, придают дому роскошь и неповторимый  шарм.   Как правило, изразцы ручной работы  используются для облицовки каминов и печей. Многообразие орнаментов и вариантов росписи изразцов дают возможность гармонично вписывать  их в различные стили.

Сегодня не приходится полагаться лишь на вдохновение мастеров. Ещё на этапе разработки проекта интерьера можно не только выбрать нужные изразцы из массы вариантов в каталоге, но и получить реалистичный 3D-эскиз готового камина, печи или портала. И профессиональные мастера вложат душу и отдадут тепло своих рук для воплощения своих шедевров так, как это делали когда-то знаменитые белорусские ремесленники.