Тайна финских кафельных печей завода Вильгельма Андстена

От величайшего завода, явившего на свет множество произведений керамического искусства, осталась единственная производственная печь и каталоги-прейскуранты. История фабрики известна из небольших крошек личной информации работников, художников и архитекторов фабрики, данных о московских выставках, где представлялись образцы её продукции, и конечно же по удивительной красоты творениям. Многие кафельные печи были идентифицированы по клейму завода, но часть из них опознавались краеведом и реставратором Андреем Ивановичем Роденковым по сохранившимся эскизам из каталогов, которые в подробностях передают черты и особенности изготавливаемой изразцовой облицовки.

Клеймо Кафельной и фаянсовой фабрики В. Андстена

Эскиз из каталога-прейскуранта

Кафельная и фаянсовая фабрика Вильгельма Андстена была основана в Гельсингфорсе (Хельсинки) в 1842 году подмастерьем Габриелем Вильгельмом Андстеном. Производство славилось именно изразцами для облицовки печей и каминов. Керамическая отделка, изготавливаемая на фабрике, охватывает различные стили. Все кафельные печи по-своему красивы, ведь в создании моделей принимали участие известные художники и архитекторы того времени. Неповторимые черты печам придают резные карнизы и навершия, необычная игра красок с помощью потёков и цветовых пятен, скульптурный декор, роскошные дверцы топки, которые сами по себе представляют произведение искусства.

Фрагмент кафельной печи фабрики В. Андстена по проекту М. Грипенберга, вилла Элфвик, Эспоо, Финляндия

В период существования завода финские земли входят в состав Великого княжества Финляндского и являются частью Российской империи. Именно поэтому множество выполненных на фабрике очагов можно встретить не только в Финляндии, но и по всей России. Печи украшают как фамильные усадьбы и виллы, так и парадные домов, жилые квартиры, железнодорожные станции.

Финская кафельная печь, Жилой дом Общества деятелей художественной литературы, Санкт-Петербург

Кафельные печи финской фабрики на просторах русских земель

Печь фабрики Андстена в стиле модерн встречается в Санкт-Петербурге в Доходном доме Иды Бальтазаровны Лидваль. Очаг необычной формы декорирован сдержанным симметричным рисунком. Согласно эскизу каталога проект выполнен супругами Евой Маннергейм-Спарре и Луисом Спарре.

Кафельная печь в стиле модерн, Доходный дом Лидваль, Санкт-Петербург

Неподалёку от Санкт-Петербурга на железнодорожной станции Октябрьской железной дороги Шувалово отлично сохранились 4 изразцовых печи, идентифицированных по каталогу предприятия. Захватывает дух зрелище кафельных печей, достойных дворцовых стен, в скромном помещении зала ожидания. Фигурные карнизы печей украшает цветочный орнамент, а поверхность изразцов покрывает геометрический рельеф. Отличает очаги лишь форма: две из них имеют округлые очертания, а две других – прямоугольные.

Круглая изразцовая печь,  ж/д станция Шувалово

Изразцовый карниз прямоугольной печи, ж/д станция Шувалово

Предположительно заводу Андстена принадлежали и 7 печей в Никольской церкви посёлка Суйстамо в Карелии. Эти творения декоративно-прикладного искусства в стиле классицизма смотрятся величаво и впечатляют своими размерами – их высота более 5 метров. Кафельные печи выполнены по одному эскизу, они схожи между собой формой, цветом, и характерными для фабрики резными навершиями. Индивидуальность каждой придают необыкновенные дверцы топки, в которых просматриваются давние тонкие черты, несмотря на налёт времени со следами старой краски и ржавчины. Керамическая отделка всех печей повреждена в той или иной степени, но по-прежнему прекрасна блеском белой глазури и отточенными линиями карнизного декора.

Кафельная печь, Никольская церковь, Республика Карелия

<>Дверца печной топки, Никольская церковь, Республика Карелия

Ещё трагичнее сложилась судьба печей дома книготорговца Говинга в Выборге. Руины памятника архитектуры хранят останки великолепных кафельных печей завода. В здании с рухнувшими перекрытиями чудом уцелела часть облицовки некоторых очагов, по которой мы можем судить о прежней их красоте. Именно эти изразцы отражают необычные техники окраски, применявшиеся на заводе. Изразцы одной печи покрыты мазками, они словно окутаны дымкой или изображают произвольную игру полутонов на холсте художника. Отделка другого очага покрыта цветовыми пятнами. Они выглядят естественно, как будто красочный дождь наложил рисунок своими каплями на поверхности керамических плиток.

Сохранившаяся часть изразцовой облицовки, дом Говинга, Выборг

Уцелевшие печные изразцы,  дом Говинга, Выборг

Но есть и кафельные печи фабрики Андстена, которые прекрасно сохранились. Целая сокровищница искусства керамики конца XIX века расположилась в старинной усадьбе Мальмгорд неподалёку от города Ловииса в Финляндии. Владелец самостоятельно проводит экскурсии по этому прекрасному месту.

Голландский неоренессанс в изысканных чертах кафельных печей и каминов усадьбы Мальмгорд

Красоту усадьбы хранят 12 поколений её владельцев. Двухэтажный особняк, которым на сегодняшний день владеет граф Йохан Кройтц, был возведён в 1885 году по решению его предка графа Карла Магнуса Кройтца в стиле неоренессанса. В тот же период появились и кафельные печи в залах усадьбы, изготовленные фабрикой Андстена. Соответствие данных печей каталогам завода также было установлено Андреем Ивановичем Роденковым.

Три печи усадьбы выделяет скульптурный декор.  Одну из них увенчивает навершие, украшенное фигурками амуров. Карниз украшен растительным рельефным орнаментом, а ребра конструкции смягчают пилястры. Ещё два очага также декорированы одинаковым скульптурным навершием. Отличают один из них фигурки влюблённых в декоративном окне по центру дымохода, а второй – барельеф в виде медальона на том же месте.

Навершие кафельной печи, усадьба Мальмгорд, Финляндия

Изразцовая печь со скульптурным декором, усадьба Мальмгорд, Финляндия

Кафельная печь с барельефом, усадьба Мальмгорд, Финляндия

Следующую печь усадьбы выделяет круглая форма. Удивительно, как чётко сформованные изразцы мягко обтекают округлые линии. В отличие от фигурного оформления вершины других очагов печь обрамляет лишь цветочный фриз и рельефный карниз. На самом верху печи восседает орёл, раскинувший свои крылья в полной боевой готовности.

Фрагмент кафельного очага, усадьба Мальмгорд, Финляндия

Но в тонкие черты голландского неоренессанса примешался французский. В связи с этим одна кафельная печь немного выбивается из общих мотивов. Растительный орнамент, резное навершие, фигурки амуров и золотистые линии росписи всё также дублируют единую стилистику всех очагов. Выделяет печь цветовая гамма неярких, но довольно насыщенных оттенков, и дымоход, украшенный живописным панно.

Печь-камин в стиле французского неоренессанса, усадьба Мальмгорд, Финляндия

Разумеется, это далеко не все известные произведения керамического производства Андстена. Благодаря тонким ниточкам, сохранившим историю, тайна происхождения многих кафельных печей была раскрыта. К сожалению, не все они находятся в хорошем состоянии, но по оставшимся каталогам и даже малым фрагментам облицовки мы можем судить о великолепии и разнообразии финских очагов. И кто знает, сколько ещё неопознанных сокровищ со своими неповторимыми чертами на самом деле носят имя Кафельной и фаянсовой фабрики Вильгельма Андстена.