Дом Гребера
История завода династии Гребер
Город Бове на Севере Франции на протяжении нескольких столетий считался землёй гончарного ремесла. Ещё со времён Средневековья керамика региона составляла конкуренцию продукции Италии и других стран Европы. Керамика Бове известна во всём мире, а мануфактура династии Гребер занимает в её истории особое место.
Завод по производству керамических ваз и терракотового декора для зданий был основан в 1866 году Иоганном Петером Гребером, мастером австрийского происхождения. В 1868 году он сконструировал гончарную печь, а в 1870 году – печь для обжига керамики из песчаника. В 1880 году Иоганн Гребер передал завод своим сыновьям, Шарлю и Полю.
С этого времени производство получает название Керамическая Мануфактура Бове. С 1900 года Шарль Гребер единолично возглавил мануфактуру и самостоятельно руководил производством до 1933 года. В этот период продукцию завода, экспортируемую по всему миру, представляла уже не только уникальная керамическая посуда, предметы быта и терракота, но и глазурованная фасадная керамика, камины и каминные порталы. Приемником Шарля стал его племянник, который возглавлял завод до прекращения его деятельности в 1962 года. После прекращения функционирования предприятия практически все его здания были разрушены.
Произведения, говорящие сами за себя, или фасадная керамика Керамической Мануфактуры Бове
Магазин Керамической Мануфактуры Бове – единственная постройка, сохранившаяся от старого завода. Здание было возведено в 1911 году по просьбе Шарля Гребера в соответствии с проектом архитектора Мориса Тореля. Керамический декор на фасаде отчасти выполнял рекламную функцию, представляя продукцию, производимую мануфактурой. В начале XX века декоративная отделка магазина стала эталоном архитектурной керамики и мотивов ар-нуво, впоследствии расцветших на стенах не только домов Бове, но и Парижа.
Интересно: ар-нуво в интерьере предполагает отказ от четких линий и острых углов, переманивая своих последователей на сторону изобразительности, витиеватости и плавности, которые он черпает из растительного и животного мира.
Фасад здания в коммуне Вуазинльё, Франция
Фасад магазина Керамической Мануфактуры Бове, Франция
Элемент фасадной керамической отделки магазина Керамической Мануфактуры Бове, Франция
Фасадная часть здания отделана сине-зелёными изразцами в нижней части и изразцовой плиткой жёлтого, бежевого цветов и оттенка охры по всей поверхности стены. Всё внимание притягивает к себе большое рельефное панно в центре с изображением гончара за работой, выполненное скульптором Анри Гребером, братом Шарля. Так Шарль Гребер пытается подчеркнуть мастерство изготовления продукции. Род деятельности предприятия и имя владельца также застыли в трёх своеобразных рельефных вывесках из керамики под центральным панно. Окна и двери магазина мануфактуры окаймляет сложный фриз из рельефного декора в виде бегущих саламандр и заключённой в него разноцветной плитки, переплетающейся в геометрический орнамент.
Природные мотивы отразились и в других элементах отделки здания, например, в карнизном декоре дома и панно из керамики на заднем фасаде. Карниз декорирован мини-скульптурами лягушек, а на панно вновь встречается саламандра. Именно высокохудожественная архитектурная керамика сыграла свою решающую роль в сохранности здания. В 1972 году оно было наделено статусом памятника архитектуры и перешло в собственность города.
Магазин Керамической Мануфактуры Бове, Франция
Задний фасад магазина Керамической Мануфактуры Бове, Франция
Фасадная керамика семейного дома Гребер, Бове, Франция
Экстерьер семейного дома Гребер также преобразился в 1890 году. Его отделка аналогично выполнена под стать эпохе ар-нуво. Кирпичная стена оформлена декоративным фризом и скульптурными цветочными элементами из керамики.
Дом Борде-Гребер, Муи, Франция
Одно из лучших творений Шарля Гребера в области керамической фасадной отделки находится в городе Муи. Постройка возведена в первой четверти XX века. Это детище тандема архитектора Фидели Борде и керамиста Шарля Гребера. Здание получило имя в честь своих создателей – дом Борде-Гребер. Эркеры, консоли, витражные окна в сочетании с керамическими рельефными элементами и фризом с яркой цветочной росписью отразили в полной мере могущественное влияние стиля ар-нуво. На первом этаже дома Борде-Гребер находится камин – одно из многих творений Керамической Мануфактуры Бове.
Керамический камин, Шарль Гребер, ок. 1900 г.
Шарль Гребер – творец чрезвычайного разнообразия керамики для каминов - и примеры его работ
Камины работы Керамической Мануфактуры Бове, несмотря на принадлежность в большей мере к периоду ар-нуво, удивительно разнообразны. Основным их творцом являлся Шарль Гребер. Идеи и тематики, вложенные в отделку каминов, не повторяются, а лишь тонкой нитью единого стиля связывают все работы. Каминная керамика мануфактуры представлена изразцами, скульптурным декором, цельными конструкциями. Среди творений фамильного предприятия Гребер можно встретить многоярусные камины и небольшие порталы. Порой керамический декор переплетается с металлом, порой – с деревом разных пород. Поэтому хотелось бы максимально разносторонне рассмотреть творчество Шарля Гребера на примере нескольких особенно прекрасных антикварных образцов, отражающих мастерство автора.
Один из самых известных каминов мануфактуры врезается в память выразительным фризом из изразцов со скульптурным декором. На четырёх плитках в процессе работы застыли фигуры рабочих: слесаря, плотника, кузнеца и столяра. Каждая профессия обозначена рельефной подписью над фигурой. Фриз венчает каминная полка из твёрдых пород ореха. Изразцовая плитка с рельефным лиственным декором обрамляет фриз с двух сторон, а также разбавляет монотонную отделку верхней части дымохода камина. Для керамики использован светло-коричневый цвет глазури, характерный для 1900-х годов. Если эстетическое оформление камина полностью соответствует эпохе ар-нуво, то сюжетное наполнение склоняется к литературному течению натурализма, именуемого в искусстве реализмом.
Со стилем ар-нуво неразрывно связан декор с мотивами из мира флоры и фауны. В полной мере эта особенность отражена на другом камине Шарля Гребера. Центральной частью композиции служат две белки, застывшие в рельефе керамики. Топка камина обрамлена инкрустированной в дубовый портал плиткой. Плитка декорирована листьями и жёлудями. Дополняют композицию две колонны с лилиями, складывающими воедино портальную часть и навершие. Сочетание дуба и глазурованной керамики в голубом и бежевом тонах под тонким налётом прошедшего века выглядит завораживающе.
Удивительным творением является камин, созданный Шарлям Гребером в сотрудничестве с архитектором Эмилем Мюллером и дизайнером Юне Фрером. Здесь вновь мы встречаемся с созвучной игрой дерева и керамики. Основной декор выполнен из дерева: цветочная композиция в навершии, панно в надпортальной части и женские фигуры-статуи грациозно огибающие топку. Но именно минимальный керамический декор делает камин лёгким и воздушным, оживляет композицию цветом. Безликие цветы в верхней части словно оживают в подглазурной росписи.
Облицовка камина, Шарль Гребер, ок. 1900 г.
Камин ар-нуво, Шарль Гребер, Эмиль Мюллер, Юне Фрер, ок. 1900 г.
Цветы легли в основу ещё одного детища мастера. Керамический портал словно вырос и сплёлся из цветов. Ведь его основание крепко обвили корни растений, по бокам топки тянутся, точно к солнцу, их крепкие стебли, а в самом верху пушистыми шапками распустились бутоны маков.
В противовес плавным линиям и богатому декору предыдущего портала можно поставить угловатые формы другого. Чёткие линии, строгая геометрия и выверенные пропорции, более свойственны следующему за ар-нуво стилю ар-деко. И даже растительный орнамент рельефных вставок словно колит отображёнными в нём еловыми ветвями и шишками.
Каминный портал, Шарль Гребер, ок. 1900 г.
Портал для камина, Шарль Гребер, ок. 1900 г.
Керамическая Мануфактура Бове подарила миру чудесные творения в области архитектурной керамики, отделки каминов и изготовления каминных порталов, посуды, предметов быта и интерьерного декора. Залогом рождения прекрасных шедевров послужила полная самоотдача ремеслу и возведение мастерства и профессионализма в ранг наивысшей ценности. Мануфактура на протяжении долгих лет создавала изделия из керамики под руководством преданных своему делу членов единой семьи. Произведения династии Гребер стали эталоном стиля ар-нуво в сфере керамического декораторства.