Меню
8 (800) 555-80-32
+7 (995) 000-11-33

Творчество династии Гребер – эталон каминной и архитектурной керамики в стиле ар-нуво

Керамические элементы фасада Дома Гребера

Дом Гребера

История завода династии Гребер

     Город Бове на Севере Франции на протяжении нескольких столетий считался землёй гончарного ремесла. Ещё со времён Средневековья керамика региона составляла конкуренцию продукции Италии и других стран Европы. Керамика Бове известна во всём мире, а мануфактура династии Гребер занимает в её истории особое место.

     Завод по производству керамических ваз и терракотового декора для зданий был основан в 1866 году Иоганном Петером Гребером, мастером австрийского происхождения. В 1868 году он сконструировал гончарную печь, а в 1870 году – печь для обжига керамики из песчаника. В 1880 году Иоганн Гребер передал завод своим сыновьям, Шарлю и Полю.

     С этого времени производство получает название Керамическая Мануфактура Бове. С 1900 года Шарль Гребер единолично возглавил мануфактуру и самостоятельно руководил производством до 1933 года. В этот период продукцию завода, экспортируемую по всему миру, представляла уже не только уникальная керамическая посуда, предметы быта и терракота, но и глазурованная фасадная керамика, камины и каминные порталы. Приемником Шарля стал его племянник, который возглавлял завод до прекращения его деятельности в 1962 года. После прекращения функционирования предприятия практически все его здания были разрушены.

 

Произведения, говорящие сами за себя, или фасадная керамика Керамической Мануфактуры Бове

     Магазин Керамической Мануфактуры Бове – единственная постройка, сохранившаяся от старого завода. Здание было возведено в 1911 году по просьбе Шарля Гребера в соответствии с проектом архитектора Мориса Тореля. Керамический декор на фасаде отчасти выполнял рекламную функцию, представляя продукцию, производимую мануфактурой. В начале XX века декоративная отделка магазина стала эталоном архитектурной керамики и мотивов ар-нуво, впоследствии расцветших на стенах не только домов Бове, но и Парижа.

Интересно: ар-нуво в интерьере предполагает отказ от четких линий и острых углов, переманивая своих последователей на сторону изобразительности, витиеватости и плавности, которые он черпает из растительного и животного мира.

Керамическая облицовка фасада здания в коммуне Вуазинльё, Франция

Фасад здания в коммуне Вуазинльё, Франция

Фасад с керамическими элементами магазина Керамической Мануфактуры Бове, Франция

Фасад магазина Керамической Мануфактуры Бове, Франция

Элемент фасадной керамической отделки с изображением в морской тематике магазина Керамической Мануфактуры Бове, Франция

Элемент фасадной керамической отделки магазина Керамической Мануфактуры Бове, Франция

     Фасадная часть здания отделана сине-зелёными изразцами в нижней части и изразцовой плиткой жёлтого, бежевого цветов и оттенка охры по всей поверхности стены. Всё внимание притягивает к себе большое рельефное панно в центре с изображением гончара за работой, выполненное скульптором Анри Гребером, братом Шарля. Так Шарль Гребер пытается подчеркнуть мастерство изготовления продукции. Род деятельности предприятия и имя владельца также застыли в трёх своеобразных рельефных вывесках из керамики под центральным панно. Окна и двери магазина мануфактуры окаймляет сложный фриз из рельефного декора в виде бегущих саламандр и заключённой в него разноцветной плитки, переплетающейся в геометрический орнамент.

     Природные мотивы отразились и в других элементах отделки здания, например, в карнизном декоре дома и панно из керамики на заднем фасаде. Карниз декорирован мини-скульптурами лягушек, а на панно вновь встречается саламандра. Именно высокохудожественная архитектурная керамика сыграла свою решающую роль в сохранности здания. В 1972 году оно было наделено статусом памятника архитектуры и перешло в собственность города.

Фрагмент карнизного декора магазина Керамической Мануфактуры Бове, Франция

Магазин Керамической Мануфактуры Бове, Франция

Панно из керамики на заднем фасаде магазина Керамической Мануфактуры Бове, Франция

Задний фасад магазина Керамической Мануфактуры Бове, Франция

Фасадная керамика семейного дома Гребер с растительными элементами, Бове, Франция

Фасадная керамика семейного дома Гребер, Бове, Франция

     Экстерьер семейного дома Гребер также преобразился в 1890 году. Его отделка аналогично выполнена под стать эпохе ар-нуво. Кирпичная стена оформлена декоративным фризом и скульптурными цветочными элементами из керамики.

Архитектурная керамика в отделке дома Борде-Гребер, Муи, Франция

Дом Борде-Гребер, Муи, Франция

     Одно из лучших творений Шарля Гребера в области керамической фасадной отделки находится в городе Муи. Постройка возведена в первой четверти XX века. Это детище тандема архитектора Фидели Борде и керамиста Шарля Гребера. Здание получило имя в честь своих создателей – дом Борде-Гребер. Эркеры, консоли, витражные окна в сочетании с керамическими рельефными элементами и фризом с яркой цветочной росписью отразили в полной мере могущественное влияние стиля ар-нуво. На первом этаже дома Борде-Гребер находится камин – одно из многих творений Керамической Мануфактуры Бове.

 

Керамический камин с фигурами и рельефными подписями, Шарль Гребер, ок. 1900 г.

Керамический камин, Шарль Гребер, ок. 1900 г.

Шарль Гребер – творец чрезвычайного разнообразия керамики для каминов - и примеры его работ

     Камины работы Керамической Мануфактуры Бове, несмотря на принадлежность в большей мере к периоду ар-нуво, удивительно разнообразны. Основным их творцом являлся Шарль Гребер. Идеи и тематики, вложенные в отделку каминов, не повторяются, а лишь тонкой нитью единого стиля связывают все работы. Каминная керамика мануфактуры представлена изразцами, скульптурным декором, цельными конструкциями. Среди творений фамильного предприятия Гребер можно встретить многоярусные камины и небольшие порталы. Порой керамический декор переплетается с металлом, порой – с деревом разных пород. Поэтому хотелось бы максимально разносторонне рассмотреть творчество Шарля Гребера на примере нескольких особенно прекрасных антикварных образцов, отражающих мастерство автора.

     Один из самых известных каминов мануфактуры врезается в память выразительным фризом из изразцов со скульптурным декором. На четырёх плитках в процессе работы застыли фигуры рабочих: слесаря, плотника, кузнеца и столяра. Каждая профессия обозначена рельефной подписью над фигурой. Фриз венчает каминная полка из твёрдых пород ореха. Изразцовая плитка с рельефным лиственным декором обрамляет фриз с двух сторон, а также разбавляет монотонную отделку верхней части дымохода камина. Для керамики использован светло-коричневый цвет глазури, характерный для 1900-х годов. Если эстетическое оформление камина полностью соответствует эпохе ар-нуво, то сюжетное наполнение склоняется к литературному течению натурализма, именуемого в искусстве реализмом.

     Со стилем ар-нуво неразрывно связан декор с мотивами из мира флоры и фауны. В полной мере эта особенность отражена на другом камине Шарля Гребера. Центральной частью композиции служат две белки, застывшие в рельефе керамики. Топка камина обрамлена инкрустированной в дубовый портал плиткой. Плитка декорирована листьями и жёлудями. Дополняют композицию две колонны с лилиями, складывающими воедино портальную часть и навершие. Сочетание дуба и глазурованной керамики в голубом и бежевом тонах под тонким налётом прошедшего века выглядит завораживающе.

     Удивительным творением является камин, созданный Шарлям Гребером в сотрудничестве с архитектором Эмилем Мюллером и дизайнером Юне Фрером. Здесь вновь мы встречаемся с созвучной игрой дерева и керамики. Основной декор выполнен из дерева: цветочная композиция в навершии, панно в надпортальной части и женские фигуры-статуи грациозно огибающие топку. Но именно минимальный керамический декор делает камин лёгким и воздушным, оживляет композицию цветом. Безликие цветы в верхней части словно оживают в подглазурной росписи.

 

Дуб и керамика в облицовке камина, Шарль Гребер, ок. 1900 г.

Облицовка камина, Шарль Гребер, ок. 1900 г.

Камин ар-нуво в дереве и керамике, Шарль Гребер, Эмиль Мюллер, Юне Фрер, ок. 1900 г.

Камин ар-нуво, Шарль Гребер, Эмиль Мюллер, Юне Фрер, ок. 1900 г.

     Цветы легли в основу ещё одного детища мастера. Керамический портал словно вырос и сплёлся из цветов. Ведь его основание крепко обвили корни растений, по бокам топки тянутся, точно к солнцу, их крепкие стебли, а в самом верху пушистыми шапками распустились бутоны маков.

     В противовес плавным линиям и богатому декору предыдущего портала можно поставить угловатые формы другого. Чёткие линии, строгая геометрия и выверенные пропорции, более свойственны следующему за ар-нуво стилю ар-деко. И даже растительный орнамент рельефных вставок словно колит отображёнными в нём еловыми ветвями и шишками.

 

Каминный портал из 5 керамических фрагментов, Шарль Гребер, ок. 1900 г.

Каминный портал, Шарль Гребер, ок. 1900 г.

Портал для камина из керамики, Шарль Гребер, ок. 1900 г.

Портал для камина, Шарль Гребер, ок. 1900 г.

     Керамическая Мануфактура Бове подарила миру чудесные творения в области архитектурной керамики, отделки каминов и изготовления каминных порталов, посуды, предметов быта и интерьерного декора. Залогом рождения прекрасных шедевров послужила полная самоотдача ремеслу и возведение мастерства и профессионализма в ранг наивысшей ценности. Мануфактура на протяжении долгих лет создавала изделия из керамики под руководством преданных своему делу членов единой семьи. Произведения династии Гребер стали эталоном стиля ар-нуво в сфере керамического декораторства.

Наши работы на карте

Popup content