Уильям Френд Де Морган: самобытная керамическая посуда и изразцовые панно мастера-изобретателя

Удивительно как стремление к постижению нового, желание поиска чего-то лучшего, пытливость ума в отношении ко всему окружающему отдельных людей может влиять на процесс развития всего человечества в целом. Некоторые имена вписаны в историю золотыми буквами. И был ли внесён ими вклад в области политики, экономики, науки и техники или же культуры и искусства – не имеет никакого значения.

Одним из величайших новаторов в области декоративно-прикладного искусства является Уильям Френд Де Морган. Смелость идей и неутолимая жажда экспериментов послужили мощными двигателями в творческой деятельности художника-керамиста. Движение «Искусств и ремёсел» оказало сильнейшее влияние на становление Уильяма Френда Де Моргана как мастера. Задавшие направление на начальном этапе идеи и взгляды движения впоследствии переросли в его собственную философию и творческую самобытность.

От творческих порывов души до высокого искусства керамики…

Отец, известный профессор математики, и мать, суфражистка и писательница, поддерживают сына в его творческих устремлениях. Образование по этой стезе Уильям Френд Де Морган начинает в 20 лет в художественной школе при Королевской Академии по специальности «Изобразительное искусство». Таким образом, его творческий путь начинается с живописи. Но учёба не удовлетворяет жажду инноваций художника.

С самого детства Уильям Френд Де Морган был окружён интеллектуальным и прогрессивным обществом друзей и членов семьи. Поэтому искусство в рамках академических традиций и в тисках классических образцов, определявшихся Королевской Академией, оказывается узким для художника. Его прельщают взгляды и принципы братства прерафаэлитов.

По окончании школы Уильям Френд Де Морган знакомится с Уильямом Моррисом и присоединяется к движению «Искусств и ремёсел» на пути к возрождению декоративно-прикладного искусства. В 1863 году он направляет свою творческую энергию на работу с витражными стёклами. А уже через несколько лет неприязнь к опостылому и безликому фарфору того периода подталкивает художника к работе с глиной.

Керамическая плитка с анималистическим рисунком, У.Ф. Де Морган, Музей Джекфилд Тайл

От экспериментов с глиной до великих открытий старинных рецептов изготовления керамики…

В 1869 году Уильям Френд Де Морган начинает свои эксперименты над составом глазурей и глиняных масс. В начале своей деятельности в области керамики Уильям Френд Де Морган использует для росписи и декора готовую плитку. Но влияние Уильяма Морриса и других приверженцев движения «Искусств и ремёсел» побуждает мастера к изучению технологических процессов ремесла. В подвале своего дома художник-керамист оборудует печь для запекания керамических изделий. Его опыты приводят к пожару и вынуждают Уильяма Де Моргана переехать в более подходящее для производства место.

Дизайн керамической плитки с цветочным орнаментом

Уильям Френд Де Морган обосновывается в пригороде Лондона. Теперь мастером движет ещё и желание совершенствования керамической плитки для использования своих изделий в фасадном декоре. Де Морган обустраивает свои печи в саду и в полной мере погружается в новаторство. Керамист часами работает над разработкой собственного оборудования, изучением химического состава глазурей, изобретением новых методов обжига и нанесения рисунка. По легенде столетие назад по соседству с его домом в Челси творил свою керамику Джозайя Веджвуд.

Керамическая плитка периода работы в Челси, 1872-1882 гг., Музей Бирмингема

В 1882 году Уильям Де Морган расширяет своё производство до фабрики в Суррее, поблизости от мануфактуры Уильяма Морриса. Это событие знаменует начало самого продуктивного десятилетия в творчестве художника-керамиста. Один из самых масштабных проектов он выполняет по заказу Фредерика Лейтона. Уильям Френд Де Морган восстанавливает недостающие фрагменты ценной коллекции турецкой, персидской и сирийской плитки XIV-XV веков в интерьере Лейтон-Хаус. А также мастер создаёт авторскую отделку для лестницы и холла.

Интерьерная отделка керамической плиткой, Арабский зал, Лейтон-Хаус, Кенсингтон

Наибольшее освоение технических аспектов керамического декоративно-прикладного искусства Уильямом Де Морганом происходит в период его обоснования в Фулхеме с 1888 года. Там он начинает сотрудничество с архитектором Хелси Рекардо. Только теперь мастеру поддаются сложные люстры, глубокая интенсивная подглазурная роспись. Со своими произведениями Уильям Френд Де Морган принимает участие в выставках, организуемых движением «Искусств и ремёсел».

От сияющей посуды до живописных изразцовых панно…

Уильям Френд Де Морган изготавливает удивительной красоты посуду, сосуды, вазы, декоративные изделия и отделочную плитку. Мастер использует традиционные для глиняной посуды формы. В декоративной отделке он отдаёт предпочтение объединению отдельных фрагментов в живописные картины, создавая тем самым изразцовые панно.

Изразцовое панно, Музей Фицуильяма, Кембридж

Уильяма Де Моргана захватывает средневековая восточная керамика, его вдохновляет гончарное ремесло Изника, Греции и Крита. Художника-керамиста прежде всего завораживает сияние люстра. Секреты остекления керамики были утрачены ещё в середине XVII века. Восстановить технологию изготовления пигмента с металлическим блеском удалось лишь итальянским мастерам, а вот английским керамистам сияющие глазури совершенно не поддавались. Путём своих долгих экспериментов Уильм Де Морган добился успеха и в этом деле. Факт открытия мастером рецептов люстра был удостоен внимания Британской Энциклопедии и возведён в ранг высшего достижения английского керамического искусства.

Ваза с росписью люстром, 1895 г.

Но помимо технологии остекления, Восток покоряет его дизайном и цветом. Под влиянием сочных и глубоких тонов он начинает работать над созданием своей «персидской» палитры. Привычные для росписи керамики синий, фиолетовый, бирюзовый, зелёный, красный и жёлтый цвета принимают в его творчестве особенные оттенки.

Фрагмент росписи панели из керамической плитки в интерьере, Дебенхем Хаус, Лондон

Под влиянием движения «Искусств и ремёсел» ранние работы Де Моргана оплетают растительные орнаменты и цветочные узоры. Не последнюю роль в таком выборе играет и сотрудничество мастера с Уильямом Моррисом для оформления интерьерных проектов. Позднее его предпочтения сдвигаются в сторону анималистических рисунков. А изготовление керамики для судов открывает в творчестве Уильяма Де Моргана новое направление. На его произведениях появляется морская тематика и географические мотивы, к которым впоследствии мастер питает особую любовь.

Керамическая чаша с морскими мотивами росписи, ок. 1900 г.

К сожалению, тонкая работа с керамикой не приносила великому мастеру-новатору должного дохода. В первые годы XX века Уильям Френд Де Морган был вынужден закрыть фабрику, дела которой значительно пошатнулись за периоды его отлучки во Флоренцию по состоянию здоровья. Свой творческий потенциал он направляет на написание литературных произведений. Именно литературная деятельность приносит Уильяму Де Моргану большие плоды.

Тем не менее, произведения Уильяма Френда Де Моргана из керамики являются ценными образцами музеев искусства и частных коллекций. Несмотря на неминуемое течение времени, изразцовые панно и майоликовые панели художника-керамиста по-прежнему украшают стены исторических зданий, не утратив свой сочный цвет и металлическое сияние. Работы Уильма Де Моргана являются высоким стандартом английского декоративно-прикладного искусства, а вся творческая деятельность мастера-изобретателя служит примером полной самоотдачи своему делу.

Popup content