Меню
8 (800) 555-80-32
+7 (995) 000-11-33

Уильям Моррис и движение «Искусств и ремёсел»: «эпоха возрождения» для декоративно-прикладного искусства

Интерьер в доме Уильяма Морриса

Дом Уильяма Морриса

Предпосылки зарождения движения “Искусства и ремесла”

В Европе начало XIX века ознаменовалось обретением промышленной революцией всеобъемлющих масштабов. Произошёл переход от ручного труда к машинному, трансформация общества в индустриальное, быстрый процесс урбанизации. Все эти явления сопровождались стремительным экономическим ростом и улучшением уровня жизни.

Наравне с позитивными переменами произошли и негативные метаморфозы. В частности, отрицательное влияние остро ощутило на себе декоративно-прикладное искусство. Самобытное творчество ремесленников сменилось массовым ширпотребом в обиходе европейцев. Как противостояние безликим вещам, которые наполняют повседневную жизнь и быт, зарождается движение «Искусства и ремёсла».

Интересный факт: промышленная революция прошлась по странам Европы и США и всего за несколько поколений сменила устройство общества с аграрного на индустриальное, но занятно то, что началась промышленная революция именно в Англии, где и зародилось движение “Искусства и ремесла”. 

Дубовый зал с изразцовым камином по проекту Уильяма Морриса, особняк Уайтуик Мэнор, Англия

Интерьер по проекту Уильяма Морриса в особняке Уайтуик Мэнор, Англия

Зарождение и идеология движения «Искусства и ремёсла»

     Абсолютное признание превосходства изделий ручного труда над продуктом фабричной машинной штамповки и ложится в основу движения «Искусства и ремёсла». Оно берёт своё начало с небольшого сообщества единомышленников. Концепция зародившегося художественного течения базируется на создании эстетического окружения в быту и жизни человека. В связи с этим его целью становится возрождение декоративно-прикладного искусства. В рамках движения «Искусства и ремёсла» формируются отдельные ремесленнические цеха и гильдии практически по всей Европе.

     Опорой для художественного течения служат традиции средневекового ремесленничества, самобытное творчество мастеров того периода. Движение получает отражение в предметах всех областей декоративно-прикладного искусства. Его участники-художники создают уникальные обои и мебель, авторские изделия в сфере ткачества и гобеленоплетения, витражного и керамического декора. Предпочтение отдаётся природным мотивам, лаконичным формам и чистоте цветов.

Интерьер зала в Красном доме с мебелью, обоями и керамической плиткой ручной работы, Лондон

Интерьер зала в Красном доме, Лондон

     Реальные черты идеология обретает в лондонском особняке под названием «Красный дом». Сама постройка и вся обстановка дома выполнены сообразно принципам художественного течения, направленным на слияние повседневной жизни с высоким искусством. Красный дом принадлежал основателю движения «Искусства и ремёсла», английскому писателю, художнику, дизайнеру, политику и философу, Уильяму Моррису и предназначался для его семьи и фирмы по производству предметов декоративно-прикладного искусства.

Витражное стекло ручной работы в Красном доме, Лондон

Витражное стекло в Красном доме, Лондон

Керамическая плитка ручной работы с росписью по эскизам Уильяма Морриса, 1875 г.

Керамическая плитка с росписью по эскизам Уильяма Морриса, 1875 г.

Уильям Морис как идейный вдохновитель движения «Искусства и ремёсла» и творец

     Творческое развитие Морриса-мастера начинается с обучения архитектуре у Джорджа Эдмунда Стрита, имевшего весьма громкое имя в этой области в тот период. Но поглощает художника живопись, и вскоре она становится основным проявлением его творческого потенциала. На путь к искусству Уильяма Морриса направило знакомство с работами прерафаэлитов. Восхищение направлением, отрицавшим условности и академизм английской поэзии и живописи, зародило особый взгляд Уильяма Морриса на эстетику и художественность.

     Уильям Моррис встаёт на путь возрождения гармонии природы, человека и искусства, опираясь на философские трактаты Джона Рёскина. Утверждение искусствоведа, что окружающие общество предметы свидетельствуют о его моральном состоянии, подвигло Морриса излечить в этом плане «покалеченное» промышленной революцией поколение. Инструментом для этого могло служить, по его мнению, лишь ремесленничество, которое наполняло бытовую среду прекрасными предметами ручной работы. Поэтому живопись художника переносится с холстов в интерьер: на керамику, ткани, дерево, металл и другие материалы.

Гостиная работы Уильяма Морриса, дом Томаса Карлайла, Лондон

Гостиная в доме Томаса Карлайла, Лондон

     Уильям Моррис возводил в высокий ранг творца совокупный образ технолога, конструктора и художника, коим сам на самом деле и являлся. Уильям Моррис становится первым в современном понятии дизайнером в Англии. Мастер прорисовывает эскизы принтов, черпая вдохновение в природе, переносит орнаменты на обои, гобелены, мебель, керамическую плитку, витражи и даже книги, объединяя всё в целостные интерьеры. Для создания своих творений Уильям Моррис тесно сотрудничает с Филиппом Спикменом Уэббом, Данте Габриэлем Россетти, Элизабет Элеонор Сиддал, Эдвардом Бёрн-Джонсом и другими художниками и архитекторами того времени.

     Для изготовления предметов интерьера и отделки Уильям Моррис основывает фирму «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» в 1861 году. Почти на протяжении века предприятие сохраняет статус ведущей мануфактуры Европы в сфере декоративно-прикладного искусства. Ручной труд, природные материалы, естественность композиции становятся тремя китами, на которых держится производственный процесс фирмы. К тому же фирма выполняет роль своеобразной школы для художников и ремесленников. Это способствует распространению идей движения «Искусства и ремёсла» и созданию новых творческих объединений под руководством последователей Морриса, в том числе и в других странах.

Керамический декор и вазы ручной работы в интерьере работы Уильяма Морриса

Керамический декор и вазы в интерьере работы Уильяма Морриса

Влияние движения «Искусства и ремёсла» на искусство керамики

     К этому времени керамика в Европе испытывает упадничество. Взошедший на пьедестал фарфор практически полностью поглотил древнейшие технологии создания изделий из глины. Декоративная керамическая облицовка уходит в небытие, а уникальные предметы быта ручной работы сменяются безликой штамповкой фарфора и фаянса. На один лад изделия получают красочный декор, расставшись с высоко ценимой ранее белизной и хрупкостью. Теряется глубокая связь и гармония материала и формы, сущности и художественного образа.

     Уильям Моррис и движение «Искусства и ремёсла» возрождает ценность керамики ручной работы. Природный материал соответствует всем требованиям творческого течения и обретает вторую жизнь в своём самом высокохудожественном воплощении в английских домах. В интерьерах художника и дизайнера вновь появляются изразцы на каминах и в отделке, керамический декор и посуда ручной росписи. Большую часть декоративной керамики для проектов Уильяма Морриса выполняет Уильям Френд де Морган.

     Несомненно, предметы ручной работы имели высокую стоимость, поэтому такая роскошь была доступна далеко не всем. В связи с этим идея создания эстетически продуманной среды обитания для каждого человека противоречила взглядам самого Уильяма Морриса как социалиста. Но несмотря на это, небольшое сообщество художников переросло в движение «Искусства и ремёсла», которое получило распространение не только в Англии, но и практически по всей Европе и в США.

     Движение «Искусства и ремёсла», в первую очередь, подарило миру теорию о тесной взаимосвязи эстетических стандартов и морального состояния общества. Движение «Искусства и ремёсла» стало мощным толчком для зарождения стиля Модерн и послужило основой формирования принципов дизайна. Кроме того, течение способствовало возрождению национальных стилей благодаря повышению престижа и утверждению высокого статуса ремесленничества.

Где сегодня купить керамику ручной работы? 

     Предметы быта ручной работы и сегодня занимают важное место в оформлении интерьера и высоко ценятся своей индивидуальностью, неповторимостью и душой, вложенной в каждое изделие.

     Компания CeramicaDecor является крупнейшим производителем изразцов, и наши художники вручную расписывают каждую плиточку, вкладывая в неё особый смысл и ценность, поэтому, если Вы хотите вдохнуть в ваш интерьер жизнь, CeramicaDecor с радостью поможет реализовать любые задумки.

Наши работы на карте

Popup content