Все краски московского модерна в фасадной майолике гостиницы Метрополь

Москва настолько разностороння и многолика, что порой трудно описать её несколькими словами. Столица блещет культурной жизнью, обилием достопримечательностей и своей несравненной красотой. Мы привыкли измерять культурную ценность несчётным количеством музеев и выставок, фестивалями и различными событиями мирового масштаба. Но здесь можно повстречаться с настоящим высоким искусством просто на улице. Одно из таких художественных чудес нашей столицы – фасадная майолика, которая не требует купить билет или достать особое приглашение. Усадьбы, бывшие доходные дома, музеи, кинотеатры и гостиницы, магазины и жилые дома и даже обычные школы облачены в сияющие глазурью наряды.

Но когда речь заходит о майоликовом «обличии» Москвы, непременно, первое и самое неизгладимое  впечатление оставляет красота фасадной керамики гостиницы Метрополь. С подачи Саввы Мамонтова, запланировавшего возведение гостиницы не только как грандиозного центра культуры и досуга, но и как высокохудожественного проекта, здание превратилось в полотно для творческой реализации художников эпохи модерна. Целая плеяда выдающихся мастеров своего дела создала неповторимый художественно-архитектурный ансамбль. Экстерьер гостиницы удивительно гармонично объединил в себе богатство архитектурных линии с опоясывающим  скульптурным фризом и более чем двумя десятками керамических панно.

Центральный фасад здания

Фасадная майолика для оформления Метрополя увидела свет в Абрамцевской гончарной мастерской по эскизам знаменитых художников. Центральная композиция «Принцесса Грёза» сошла с холста Михаила Врубеля и стала своеобразной визитной карточкой гостиницы. Но не менее красивы и другие керамические панно, украшающие здание по всему периметру.

 

Отражение эпохи модерна в фасадной керамике гостиницы Метрополь

 

Гостиница Метрополь с её архитектурными формами и фасадным декором стала выразительнейшим памятником московского модерна. Все майоликовые панно на фасаде связаны тонкой нитью свойственных приглушённых оттенков, линий, композиционных черт и идей модерна. Более того, если всмотреться и сопоставить сюжеты картин, застывших в керамике, можно встретить целую систему ценностей, отвечающую времени их создания. Эскизы для панно были выполнены Александром Головиным и переведены на керамику Сергеем Чехониным.

Мастера периода «нового» искусства в своих произведениях неизменно отражали восхищение совершенством мироздания. Сюжет панно «Поклонение природе» на главном фасаде слева передаёт это отношение. Несмотря на некоторую угловатость в чертах росписи, композиция выглядит воздушной и мечтательной за счёт лежащих на керамике мазков подобных акварели.

«Поклонение природе»

Справа от «Принцессы Грёзы» центральный фасад украшает майоликовое панно «Орфей играет». Главный персонаж картины в полной мере соответствует восприятию искусства художниками модерна. Мифологический образ музыканта, способного своим пением и игрой на лире покорять не только человеческие души, но и природу, взят неспроста. Орфей является отождествлением основной идеи художественного направления, что искусство наделено невероятной силой, способной разорвать любые рамки и преобразить всё вокруг.

«Орфей играет»

Что же касается художественных приёмов модерна, тенденций в использовании форм и построении композиции в произведениях, то они наглядно отражены в майоликовом декоре «Поклонение божеству». В основу панно заложены такие характерные черты, как отсутствие симметрии, противопоставление, построение картины на вертикальных линиях и устремленности ввысь. Богатый орнамент нарядов изображённых фигур заметно контрастирует с монотонностью полотна неба, заполняющего значительную часть картины.

«Поклонение божеству»

Модерн не строился на основе каких-то обобщённых эстетических взглядов, он стремился впитать в себя весь опыт пройденных художественных эпох.  Спорный период модерна стал своеобразным итоговым этапом в формировании европейской культуры, этапом поиска нового стиля, который мог бы стать всеобъемлющим и основополагающим во всех сферах творческой жизни. Серия полотен «Поклонение…» в фасадной майолике гостиницы стала отпечатком ориентиров на этом пути: преданность истокам, стремление к духовности, возведение природного и естественного в самый высокий ранг.

«Поклонение старине»

 

Женские образы на майоликовых панно гостиницы Метрополь

 

Женственность мягких и пластичных линий модерна, несомненно, привели к активному использованию образа женщины в искусстве. Творчество художников начала XX века преисполнено чувственностью струящихся линий длинных волос и лёгких одежд, волнующих изгибов женского тела. В этот период наиболее популярно олицетворение в женском обличии природы или стихий, нередко на произведения перенесены мифологические персонажи.

Фасадная керамика гостиницы Метрополь не стал исключением. В сюжетах застыли и горделивая отточенная фигура Клеопатры, и плещущиеся наяды, и образ обнажённой девушки на фоне цветочной поляны. Такая непривычная для того времени откровенность женских образов на некоторых майоликовых панно и в скульптурном декоре породила шквал эмоциональных откликов.

Художники эпохи модерна черпали своё вдохновение в искусстве древних цивилизаций, в том числе и Египта. Так в фасадной майолике здания появился горделивый и статный образ Клеопатры на лоне природы. Здесь особенно выразительно смотрится врезанный рельеф контуров и отдельных деталей керамической картины. Особую наполненность композиция получает в контексте малых боковых панно с изображением с одной стороны белых лебедей, а с другой – чёрных.

«Жизнь»

«Белые лебеди»

«Чёрные лебеди»

Лёгкими и беззаботными изображены речные нимфы на майоликовом панно «Купание наяд». Они как бы являются частью природы наравне со статными лебедями и рябью водной глади. Аналогичное слияние можно увидеть и на картине «Полдень». В основу вновь ложится естественность, как отличительная особенность модерна.

«Купание наяд»

«Полдень»

Помимо больших и малых панно украшением фасада служит керамическая плитка в отделке балконов и красочной ленте, опоясывающей всю гостиницу. Такой майоликовый декор восхитителен сам по себе глубиной цвета и сиянием глазури. Но особенно выигрышно он смотрится благодаря использованию его как продолжения скульптурного фриза «Времена года».

Майоликовый и скульптурный фриз

Здание гостиницы Метрополь стало воплощением модерна с подчинением всех элементов и деталей композиции формообразующему началу. Великолепная фасадная майолика, скульптурный фриз,  ажурные решетки балконов, витражные вставки на окнах, керамические вазы покоряют своей выразительностью и в то же время лёгкостью. С одной стороны именно здесь декоративность стала самоцелью, а с другой – она настолько вплелась в архитектурные формы, что нельзя выделить или вырвать ни единого фрагмента.