Меню
8 (800) 555-80-32
+7 (995) 000-11-33

Сказочный мир иллюстраций и керамики Уолтера Крейна

Часть обойного фриза “Олени и кролики”, работа Уолтера Крейна, 1887 г.

“Олени и кролики”, работа Уолтера Крейна, 1887 г.

   Творчество художников-керамистов проходило разные этапы развития на протяжении веков. XIX век стал эпохой новаторства, промышленного переворота, формирования нового общественного сознания и идеологии. Общество погрузилось в водоворот промышленной революции, новых идей и открытий. Эти изменения повлияли на научно-культурную мысль. Наука вступила в тесное сотрудничество с культурой, искусством и ремеслом.

   Это время противоречивого влияния на прикладное искусство. С одной стороны – поглощение машинами творческих идей, индивидуальных черт и выразительности произведений, с другой – новые возможности, рождаемые техническим прогрессом. Новые стили и течения формируются в условиях открывшихся возможностей и противостояния художников массовому производству. В этих же условиях прокладывается твёрдый путь от ремесла к настоящему декоративно-прикладному искусству. Одним из ярчайших представителей культуры эпохи является художник, писатель и общественный деятель Уолтер Крейн.

Начало творческого пути Уолтера Крейна: от иллюстраций к керамике

     Большую роль в становлении художника Уолтера Крейна играло его окружение. Появившийся на свет в 1845 году в Ливерпуле на северо-западе Англии, он с первых дней был окружён творческой средой благодаря отцу портретисту и миниатюристу – Томасу Крейну. После смерти отца в 1859 году он переезжает в Лондон. Учителем ещё юного Уолтера становится живописец и иллюстратор Уильям Джеймс Линтон. Линтон, выполняющий роль первого судьи и критика своего ученика, превращается с течением времени в поклонника и истинного ценителя его творчества. Так начинается творческий путь иллюстратора детских книг Уолтера Крейна.

     Сотни детских книг Англии обрели свои живописные черты в миниатюрах и иллюстрациях Крейна. Восхитительные сказочные картинки его авторства к произведениям Шарля Перо, Братьев Гримм по праву можно отнести к шедеврам иллюстраторского искусства. Яркость красок, неимоверная детализация, изысканное оформление, понимание детского мышления и неповторимый стиль выделяют работы Крейна и делают их узнаваемыми. Но Уолтер Крейн стремится выразить себя и через другие виды искусства, чему и далее способствует его окружение.

Арабский зал, фрески и мозаика Крейна, дом-музей Лейтона, Лондон, 1877 г.

Арабский зал, дом-музей Лейтона, Лондон, 1877 г.

Творчество Уолтера Крейна как художника-керамиста

     Путь Уолтера Крейна к искусству керамики начинается со знакомства в 1860 году с популярным декоратором, дизайнером и художником Уильямом Моррисом. Под влиянием Морриса он проникается идеями социализма и становится участником активно развивающегося в то время движения Искусства и ремесла (Arts and Crafts). Художник знакомится с множеством дизайнеров и декораторов, начинает сотрудничество с архитектором Джорджем Атчинсоном. Именно в это период Уолтер пробует себя в декораторском деле. В частности, он создает дизайн керамической посуды, эскизы гобеленов, фарфора, витражей, очень модных на то время обоев. Сотрудничество с Уильямом Моррисом расширяет представления Уолтера Крейна о декоративно-прикладном искусстве. Уолтера всецело поглощает увлечение дизайном керамической плитки.

     Одну из его первых работ в керамике можно увидеть в доме-музее Лейтона в Лондоне. Уникальность интерьера Арабского зала особняка состоит в том, что он богато украшен старинной арабской плиткой XVI-XVII веков в духе мавританских дворцов. Старинный декор разбавлен великолепными фресками и керамическим мозаичным фризом дизайна Уолтера Крейна. Также именно благодаря его идее на входе в зале расположились величественные колонны.

     Увлечение социализмом нашло свое отражение в творчестве мастера. В 1887 году Уолтер Крейн получает заказ от Эмили Баррингтон на создание фресок для помещения центрального холла здания, принадлежащего Красному Кресту. Чуть более 5 лет ведётся работа над этим проектом. Полностью завершены в результате только три фрески. На них были изображены абсолютно простые люди, рабочие. К сожалению, судьба этих фресок на сегодняшний день неизвестна, так как строение находится в частном владении.

Керамическая плитка Ночь из серии Время суток, Художественная галерея и музей Хиггинс, Бедфорд. Уолтер Крейн, MAW&Co, 1878 г.

Керамическая плитка Ночь из серии Время суток, 1878 г.

Сотрудничество Уолтера Крейна с крупными производителями

     Развитие Крейна как художника-керамиста приводит к сотрудничеству с такими крупными производителями керамики как Wedgwood ceramics, MAW&Co. Уолтером создаются образцы с использованием стилистических приемов ар-деко и ар-нуво. В тематике преобладают геометрические формы и сюжеты, переносящие нас в эпоху классической Греции. По сути Уолтер в керамике воссоздавал сюжеты своих же иллюстраций. На керамической плитке красовались его герои, написанные ранее маслом или изданные в книгах.

     С 1890 года Уолтер Крейн создаёт для компании исключительно эксклюзивный дизайн для самой дорогой продукции по индивидуальному заказу. В 1900 году по заказу компании Pilkington Tile & Pottery Company появляется серия керамической плитки удивительной красоты под названием Flora's Retinue. Сюжет изображений составляет свита богини Флоры: Колокольчик, Анемон, Колумбин, Нарцисс, Мак и Василек. Завораживающие и легкие станы девушек так тонко переплетённые с естественной красотой цветов стали настоящим шедевром художника-керамиста и лучшими образцами продукции от компании. Сегодня всю красоту и грацию живописных образов можно увидеть в лондонском музее Виктории и Альберта.

Интересно: Флора, известная каждому богиня цветов и растений, не оригинальный герой. Римская версия была полностью перенята из греческой мифологии, где имя девушки - Хлорида.

Керамическая плитка «Анемон» из серии «Свита Флоры», Музей Виктории и Альберта, Лондон. Уолтер Крейн, Pilkington Tile & Pottery Company, 1900 г.

Керамическая плитка «Анемон» из серии «Свита Флоры»,1900 г.

     Секрет успеха и такой популярности Крейна как декоратора объясняется особенностями его стиля. Созданные им образы великолепно смотрятся как на холсте, так и на керамической плитке или фреске, на обоях, фарфоре или в дизайне интерьеров. В своих произведениях в керамике Крейн, так же как и в иллюстрациях, большое внимание уделяет тематике и детализации. Среди излюбленных мотивов художника – образы греческой культуры и живой природы.

Керамическая ваза с золотым люстром «Дочери Гесперус», Манчестер. Уолтер Крейн, Pilkington Tile & Pottery Company, 1906 г.

Керамическая ваза с золотым люстром «Дочери Гесперус», 1906 г.

     Уолтер Крейн является ярким примером того, как тесно переплелись разные сферы общественной жизни на рубеже XIX и XX веков. В его работах четко прослеживается привязанность к истории и следование традициям связи человека и природы, его образы наполнены красотой естества и силой человеческого духа. Методы и приёмы, которыми пользовался художник, актуальны и сегодня. Созданные им более ста лет назад эскизы используются в современном производстве обоев и керамической плитки.

     Знаменитый аукцион Sotheby’s предлагает керамическую посуду авторства Уолтера Крейна. Наравне с оригинальными творениями художника можно приобрести керамику, созданную по знаменитым эскизам мастера. Художник верил, что ремесло может подняться до уровня искусства и людей будут окружать прекрасные вещи. И Крейну полностью удалось придать материальные черты своему утверждению, показать значимость декоративно-прикладного искусства своими бессмертными произведениями.

Наши работы на карте

Popup content