Замок Кардифф
История Кардиффского замка в Уэльсе
Кардиффский замок – один из старейших замков Южного Уэльса. Первые исторические упоминания о возведении на его месте крепостных сооружений относятся к временам древних римлян и датируются 50-200 годами нашей эры. Практически за 2000 лет своей истории этим замком владели несколько знатных родов Англии, в том числе и королевский род Тюдоров. Он переживал упадок и подъем, был сожжен и восстановлен. В связи с этим каждая комната замка – словно экскурс в разные исторические эпохи. Керамика замка Кардифф в духе всего убранства представляет собой переплетение времён и стилей. Изразцы, плитка, керамические панели и мозаика – всё разнообразие вариантов отделки украшает полы, стены и камины Кардиффа.
История современного замка началась в 1865 году, когда молодой хозяин Джон Патрик Крайтон-Стюарт нанял архитектора Уильяма Бёргеса для реконструкции замка. Задумкой было превратить его в модный на то время неоготический дворец мечты. Замок должен был стать украшением серого и задымленного промышленного Кардиффа. С архитектурной точки зрения это был далеко не шедевр, но нельзя не отметить его уникального интерьера. Богатое убранство, дорогие материалы, обилие золота и света приковывают взор и восхищают.
Уильям Бёргес - английский архитектор, на счету которого множественные работы и проекты. Он работал над собором Лилля во Франции, проектировал собор Брисбена в Австралии и даже приступил к реставрации соседнего с Кардиффом замка, но закончить работы не успел.
Отделка стен Арабского зала
Картины и орнаменты в облицовочной керамике замка Великобритании
Практически во всех помещениях замка в отделке можно увидеть керамику. Иногда она служит общим ровным фоном для богатого убранства комнаты, а порой и сама является произведением искусства. При реконструкции для отделки применялась плитка высокохудожественной ручной росписи.
Величайшее творение Бёргеса в стенах замка – Арабский зал. Это воплощение лучших черт мусульманской культуры. Для отделки здесь собраны самые благородные и качественные материалы – дерево, мрамор и керамика. Изюминка этого помещения – потолок, напоминающий своды мечетей. Резной купол выполнен из дерева с позолотой. Пол и стены в большей степени украшает мрамор. Надоконные проёмы и фризы декорированы керамическими изразцами. Их роспись подчинена общему стилю и выполнена в арабеске, традиционной для культуры, с затейливым переплетением растительного орнамента и геометрических фигур.
Настенная керамика в детской
Ещё одно помещение, восхищающее своей красотой, – детская. Декор этой комнаты выполнен во время реставрации в 1879 году. Стены комнаты украшает лазурно-серая плитка с золотым орнаментом. Верхняя часть стен по периметру выложена плиткой ручной росписи, представляющей собой иллюстрации. На изображениях оживают любимые герои детских сказок.
Эскиз интерьера летней курительной комнаты
Следуя далее по замку, в каждой комнате, в каждом уголке можно встретить керамику тонкой ручной работы. Ступив на пол летней курительной комнаты можно залюбоваться мозаикой с изображением Вселенной, центром которой представляется Земля. Стены зала отделаны керамическими фресками с сюжетами из легенд и мифов.
Керамическая отделка стен внутреннего дворика
Кроме помещений замка есть ещё одно интересное место – открытый внутренний двор. Он является частью всего комплекса, но разительно отличается от остального ансамбля. Словно это не внутренний дворик средневекового замка, а двор зажиточного и знатного жителя Помпеи. Стены и пол здесь покрыты великолепной керамикой. Плитка выполнена на заказ фирмой W. B. Simpson & Sons в период реконструкции. Она расписана многочисленными изображениями мифических животных и библейских сюжетов. Исполнение поражает разнообразием, глубиной цветов и детализацией.
Облицовка камина в Арабском зале
Керамическая отделка каминов замка Кардифф
Изюминкой реконструированного замка являются камины. Каждый из них – произведение искусства. Удивительный результат творческой фантазии и богатого воображения архитектора. Абсолютно неповторимые по стилю, прекрасные образцы дизайна викторианской эпохи разместились в самых важных залах дворца.
Как мы уже убедились, Арабский зал своими фресками, узорами, позолотой и резными сводами потолка полностью передаёт восточный стиль. Дополняет интерьер камин, не уступающий в богатстве декора. Над камином встречаются восточный орнамент и геральдические символы. Топку обрамляет яркая однотонная плитка необычной формы в виде паркетной кладки. Передняя панель украшена покрытой глазурью асбестовой лепниной.
Декор камина в банкетном зале
Самое большое помещение замка – банкетный зал. Комната выполнена в традициях средневековой Европы. Под стать самому помещению, огромному, светлому, наполненному религиозными образами и сложными орнаментами на стыке готического и романского стилей, выделяется и камин. Он сложен из камня и гранита, декорирован фресками и керамической плиткой. А венчает очаг миниатюрная копия средневекового башенного замка с изображением рыцаря верхом на коне. По задумке Бёргеса данная композиция должна была иллюстрировать подвиги Роберта Консула, графа Глостера, но так и не была закончена в связи с кончиной автора.
Камин в библиотеке
Жемчужина замка – библиотека. Удивительно, как часть некогда огромного мрачного холла по задумке дизайнеров превратилась в величественное хранилище коллекции древних изданий. Холодные стены были спрятаны под теплыми резными деревянными панелями в викторианском стиле. Камин в библиотеке выполнен мастером Томасом Николсом. Вверху камина располагается панель, в центре которой Моисей в окружении фигур, представляющих древние языки: ассирийский, иврит, египетский, кельтский. Композиция выполнена в знак увлечения графа Бьюта данными языками.
Камин в детской
Детская комната также обогревалась камином. В отделке светлой керамикой и белым мрамором очаг выглядит довольно сдержанным. Дымоход украшен изображением сказочного героя и цветочным орнаментом в духе всего помещения.
И это далеко не вся коллекция отделочной керамики в стенах Кардиффского замка. Интерьеры комнат оставляют неизгладимое впечатление своим богатством и разнообразием. Камины, несмотря на свой возраст, служат дизайнерам всего мира образцами яркости, выразительности и в то же время уместности. Их внешний вид поддерживают для потомков, реставрируют, чтобы сохранить наследие предков.
В 1947 году замок был передан в муниципальную собственность Кардиффа. После чего открылся для всеобщего обозрения. Сегодня внутри замка находится музей с богатой коллекцией исторических экспонатов. Власти города сохраняют его в том виде, который он приобрёл после реставрации в конце XIX века. Кардиффский замок является одним из центров туристического паломничества, местом проведения всевозможных тематических мероприятий, инсценировок рыцарских турниров, средневековых ярмарок, торжеств и праздников. Он является символом не только Кардиффа, но и всего Уэльса.