Меню
8 (800) 555-80-32
+7 (995) 000-11-33

Голландские изразцы – душа Нидерландов в сине-голубой росписи по белоснежной керамике

Голландия – западная область Нидерландов переводится буквально как древесная страна. Славится она забавными кломпами, благоухающими тюльпанами и привлекает туристов огромным количеством романтичных мельниц и расширяющих сознание музеев. Но есть нечто, что приковывает внимание не только туристов, приехавших познакомиться с Нидерландами и Голландией в частности, а передаёт характер и душу страны даже тем, кто в ней никогда не бывал.

Это чудо голландского происхождения – керамика в собственном неповторимом стиле. Она  вызывает интерес у художников, искусствоведов, историков и дизайнеров, покоряет сердца людей со всего света. Что же такое изразцы голландских мастеров, которые рассыпались по всему земному шару и стали именем нарицательным?

Неизменный облик голландских изразцов в лучших традициях старых мастеров

Классический голландский изразец это гладкая плитка, покрытая непрозрачной белой эмалью с росписью в сине-голубых красках. В чём же тогда индивидуальность такой керамики?  Чем же такая роспись отличается от китайского фарфора или русской гжели?

Изразцы в голландском стиле с традиционным орнаментомИзразцы в голландском стиле

Во-первых, тонкостью линий и подробностью деталей. Отличие очевидно при сравнении с сочными и размашистыми мазками гжели. Во-вторых, для росписи изразцов в голландском стиле присуще использование сюжетов с национальным колоритом. Бело-голубые плитки пестрят пейзажами, миниатюрными домиками и роскошными замками, фигурами как простых людей, пахарей и рыбаков, так и знати, верхом на лошади или в бою на шпагах, кораблями с поднятыми парусами и ветряными мельницами, излюбленными для голландцев цветами.

Голландские изразцы 17-го века с рисункамиГолландская керамическая плитка XVII века

С тех пор как голландские изразцы обрели свой индивидуальный облик, сложившаяся технология их изготовления оставалась неизменной на протяжении многих веков. С XVII века мастера разливали специальный раствор по формам, немного подсушивали естественным путём, а после – запекали в печи. Далее осуществлялось покрытие белой эмалью. По ещё сырой поверхности прорисовывался кобальтовый рисунок. Отправившись в печь, под воздействием температуры чёрный кобальт изменял оттенок, и плитки «наряжались» в классические для голландских изразцов сине-голубые картинки. Изделия многократно покрывались глазурью и подвергались обжигу при невысокой температуре. Повторное запекание обеспечивало дополнительную прочность керамике, благодаря чему мы можем любоваться старинными изделиями голландских мастеров даже сегодня.

В ранние периоды керамистами использовалась местная глина. Её качество оставляло желать лучшего, а малая доступность не способствовала быстрому развитию искусства. Но с обретением популярности и ценности самими изделиями, мастера-керамисты смогли позволить себе создавать настоящие произведения из высококачественного привозного сырья. Как же произошли такие кардинальные перемены, подарившие мировому искусству изразцы в голландском стиле?

История голландских изразцов: зарождение керамики Делфта

История голландских изразцов начинается с городов Харлема и Роттердама, где своё ремесло продолжили керамисты, покинувшие Антверпен в период Нидерландской революции. Созданные ими керамические мастерские производили изделия с полихромной росписью, наследуя технику итальянской школы. Но такая керамика не пользовалась особой популярностью, а мастера занимали низкое положение в обществе.

В XVII веке в условиях развитой морской торговли в Нидерланды попадают и обретают популярность китайские керамические и фарфоровые бело-голубые изделия. Но не все могут позволить себе желаемое «заморское чудо». Самые состоятельные делают заказы дальневосточным мастерам, но длительность ожидания и сложности перевода становятся ещё одной проблемой на пути к обладанию диковинкой. Такая посуда и плитка становятся показателем благосостояния владельца и приобретают особую ценность.

В этот же период происходят кардинальные перемены в экономической жизни голландского города Делфта. До этого времени город славился производством пива, а гончары были немногочисленны и занимали чрезвычайно низкое положение. Развитие ремесла затормаживалось отсутствием местного сырья. Но к середине XVII века значительно падает качество местной воды, которое являлось первостепенным залогом процветания пивоварен. Распространённое производство терпит крах. А на месте старых предприятий расцветает ремесло, потребность в котором возрастает благодаря большому спросу на изделия. Так возникает делфтская керамика и фарфор как целое понятие.

Делфтские изразцы из керамики 1658-го года, АмстердамДелфтская керамическая плитка, 1658 год, Рейксмюзеум, Амстердам

К XVIII веку мастерству голландских керамистов стремятся обучаться художники других стран. Голландские изразцы оказывают влияние на керамику других уголков мира, например, на облик португальских панно азулежу. А произведения лучших мастеров растекаются по всему свету. В Германии можно встретить делфтскую фарфоровую посуду и голландскую плитку в отделке камина в замке Райхсбург, а в датском замке Розенборг можно часами любоваться на облицовку стен голландской плиткой в уборной короля Кристиана IV, как и в ванной комнате английского Пэквуд Хауса, где каждая из 460 плиток имеет уникальный рисунок.

Изразцовая плитка голландских мастеров в традиционном стиле в замке Розенборг, ДанияПлитка голландских мастеров, замок Розенборг, Дания

Изразцовая облицовка стены плиткой 17-го века в голландском стиле, Пэквуд Хаус, АнглияФрагмент настенной облицовки XVII века, Пэквуд Хаус, Англия

Голландские изразцы получают широкое распространение и в России. Этому способствовует стремление Петра I к заимствованию европейской культуры. Это в значительной мере проявляется в распространении печей голландок в изразцах. Для отделки очагов во дворцах и резиденциях самого царя, усадьбах знати приглашаются голландские мастера. Эрмитаж сохранил фрагменты облицовки голландских изразцовых печей, которые были обнаружены при раскопках Зимнего дворца Петра I в Санкт-Петербурге.

Изразцовая печь с плиткой в голландском стиле в интерьере керамической отделки стен в Меншиковском дворце, Санкт-ПетербургПечь голландская изразцовая, керамическая отделка стен, Меншиковский дворец, Санкт-Петербург

 

Жизнь керамики в голландском стиле в наши дни

Сегодня производство голландских изразцов не настолько распространено, как в XVII-XVIII веках, но некоторые фабрики Делфта, Утрехта, Роттердама по-прежнему продолжают свою деятельность. Одной из самых известных является Королевская фабрика фарфора, основанная в 1653 году. Она занимается производством посуды, керамической сувенирной продукции и плитки. Изделия Королевской фабрики отмечены фирменным клеймом, их стоимость достаточно велика.

Клеймо Королевской фабрики фарфораКлеймо Королевской фабрики фарфора, Делфт

Двери фабрики открыты для туристов. Каждый желающий может увидеть воочию рождение произведений искусства под кистью умелых мастеров. Также в её стенах находится музей, представляющий в своей экспозиции лучшие образцы делфтского искусства керамики.

Что же касается использования плитки под голландские изразцы в современном интерьере, то дизайнеры очень любят украшать помещения колоритной керамикой. Сегодня стилизованную плитку производят во многих странах, в том числе и в России. Легкие и воздушные картинки голландских изразцов непременно внесут частичку тёплой души Нидерландов с её чувственностью и романтизмом.

Наши работы на карте

Popup content