Фасадная керамика Александра Биго
Александр Биго (1862-1927), несомненно, является самым экстравагантным художником-керамистом своего времени. Когда речь идёт об Александре Биго, то можно говорить о таланте, дарованном природой, и о следовании своему жизненному предназначению. Блестяще окончивший колледж, продолживший обучение в Сорбонне по специальности физик, а затем и химик-минеролог, и получивший учёную степень доктора в 1890 году, он преподаёт в престижном учебном заведении Эколь де мин.
Ещё в 1889 году учёного охватывает страсть к керамике: причиной тому послужили восточные керамические изделия, увиденные им на Всемирной выставке в Париже. С этого момента Александр Биго занимается изучением древних произведений керамического искусства. В лаборатории Эколь де мин учёный исследует поведение различных минералов под воздействием высоких температур. Для своих опытов он использует высокотемпературную газовую печь и термоэлектрический пирометр. Александр производит ряд исследований по различным материалам: керамике, фаянсу, высокотемпературным эмалям. Так рождается его творение – эмали разнообразных тёплых оттенков, получаемые в результате обжига при высокой температуре.
Чернильница . А.Биго, 1910 г.
Фрагмент керамического фриза. Музей прикладного искусства, Будапешт. А. Биго
Начало творческого пути Александра Биго как художника-керамиста
Вдохновленный успехами в создании новых материалов, Александр Биго основывает промышленное производство в 1897 году в своём родном городе Мер в провинции Луар-э-Шер. Мастер берётся за создание настоящих произведений керамики. Среди них как уникальные предметы искусства (посуда, интерьерная и фасадная керамика), так и серийные более дешёвые модели.
Камин, вилла Мажорель, Нанси. А. Биго, ок. 1890 г.
Один из первых Александр Биго вступает в Союз архитекторов, основанный в 1890 году архитектором Анатолем Бодо, что даёт возможность взаимодействовать с другими художниками в процессе создания своих шедевров. В 1898 году Муниципальный Совет выступает против удручающих фасадов зданий, примитивности стиля домов с однотипными фасадами. Проводится конкурс на создание проектов фасадов.
Так начинается период тесного взаимодействия архитекторов и керамистов. Происходит глубокое объединение взглядов и вкусов художников на каждый проект и переплетение разных материалов между собой. Керамика сливается воедино с железобетонными конструкциями, стеклом, металлическими элементами. Иногда цемент полностью скрывается за плитками, порой керамика выступает как инкрустация в виде отдельных пластин, листьев растений или же украшает фасады в виде самостоятельных декоративных элементов. При этом все части сплетаются в единую картину и не выглядят изолировано от общего проекта. Именно в этот период образуется выигрышный тандем Лавиротт-Биго.
Монументальная керамика Александра Биго
Совместно с архитектором Жюлем Лавиротт Биго создаёт самое известное своё творение – керамическую отделку дома на авеню Рапп в Париже. Благодаря изобилию декора это произведение может вызывать у кого-то неописуемый восторг, а кто-то назовёт его напыщенным, как считает большинство парижан, но оно точно не останется незамеченным и не оставит никого равнодушным.
Интересно: спроектированное в 1901 году здание, несмотря на музейную роскошь, по сей день является жилым.
Фрагмент фасада жилого дома, А. Биго, Ж. Лавиротт. 1901-1902 гг.
Керамист сам отзывался о нём как об уникальном в его время творении в истории строительства. Здесь керамика выступает элементом конструкций, например, в виде черепицы, облицовочным материалом и декором.
От самого низа и до крыши дома выполнена керамическая облицовка стены текстурными плитами. Повсюду, словно ветви плюща, разрослись накладные объемные цветочные орнаменты, представляющие собой воплощение эпохи модерна. Керамический декор представлен в виде отдельных небольших картин, в которых можно увидеть определённый символизм. В данном произведении художник-керамист показывает взаимодействие и гармонию в природе, изображая буйволов, подчиненных человеку и трудящихся на его благо, женщину в мехах животного, охоту кошек на птиц, комплементарность мужчин и женщин в виде двух фигур, обрамляющих дверь. Это творение Жюля Лавиротта и Александра Биго получает премию в конкурсе фасадов Парижа.
Фрагмент керамического декора, Париж. А. Биго, 1901-1902 гг.
Керамический декор жилого дома на ул. Рапп, Париж. А. Биго, 1901-1902 гг.
Сюжетный керамический фриз жилого дома на ул. Рапп, Париж. А. Биго, 1901-1902 гг.
Ещё одно из великолепных творений керамической облицовки стен расположилось на улице Аббевиль в Париже. Этот проект керамист Биго создаёт в связке с архитекторами Александром и Эдуаром Отан. Здесь можно увидеть таинственность тёмного времени суток. С высоты третьего этажа сова и летучая мышь подстерегают свою добычу. Особый шарм придаёт однотонность керамического декора, выполненная в цвете, создающем иллюзию сумрака ночи с лёгким проблеском лунного света.
Керамическая отделка фасада здания на ул. Аббевиль, Париж. А. Биго, 1901 г.
Керамическая отделка фасада здания на ул. Аббевиль, Париж. А. Биго, 1901
Вклад Александра Биго в керамику модерна и керамики модерна в современное искусство
Во Франции можно увидеть четырнадцать зданий, облицованных керамикой работы Александра Биго. Он работал с такими известнейшими мастерами, как Жюль Лавиротт, Анри Соваж, Огюст Перре, Франц Журден и другими. Тандемы художника-керамиста и архитекторов преобразили улицы Парижа и других городов, создав монументальные произведения искусства в стиле ар-нуво.
В эпоху зарождения модерна стиль вызывал яростное неприятие как со стороны критиков, так и со стороны обычных жителей. Они характеризовали стиль как напыщенный, чрезмерный и чересчур откровенный. Но, несмотря на это, художники продолжали творить в разрез с академическим искусством.
Таким образом, эпоха модерна в целом и Александр Биго в частности подарили много новых шедевров, которые будоражат наше сознание сегодня. Основная цель нового стиля – уход от обыденного в стремлении к прекрасному. Именно поэтому ар-нуво можно сравнить с глотком свежего воздуха для декоративно-прикладного искусства, потому как именно этот стиль привел его к расцвету и подарил обширное поле для деятельности художников-керамистов.