Керамическое панно
Благодаря чему искусство древности доходит до наших дней и развивается? Как сохраняются этнические черты народов в их творчестве, несмотря на мировое взаимодействие во всех отраслях жизни? Почему города разных точек мира не похожи, как близнецы, если порой границы возникновения того или иного течения искусства тяжело установить?
Историю, народные традиции, этнические черты в искусство несут люди. Кто же именно участвует в этом процессе? Историки и археологи раскрывают тайны происхождения и пути развития искусства. Талантливые художники порождают шедевры. Они же, совершенствуя образы и формы, создают новые течения. Невероятно ценно, когда творцы в своей работе оглядываются на наследие потомков. Реставраторы несут ответственность за дальнейшее существование великих произведений мировой культуры. Человеком, объединявшим в своей деятельности все эти задачи, можно назвать выдающегося художника-керамиста, реставратора, историка, новатора в области керамического производства – Филиппова Алексея Васильевича.
Ваза с узором «Павлинье перо». А.В. Филиппов. 1903 г.
Филиппов Алексей Васильевич - художник и организатор керамического производства
Первые работы художника-керамиста Алексея Васильевича появляются ещё во время обучения в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище на отделении декоративно прикладного искусства. Керамические изделия работы его рук уже в этот период преисполнены глубиной и чётким восприятием грани утонченности и вульгарности.
Майоликовая облицовка дома Перцовых. 1907 г.
В 1904 году, окончив училище, Филиппов вместе с единомышленниками создаёт артель художников-гончаров под названием «Мурава». Мастера работают в стиле русского модерна. В своих работах они возрождают традиции древнерусского гончарства.
Первой большой работой артели становится майоликовая облицовка доходного дома Перцовых по эскизам художника Сергея Васильевича Малютина. Это уникальное творение, представляющее собой сочетание более 30 композиций в облицовке фасада керамикой. Здесь можно увидеть и плоскостные панно со славянскими языческими мотивами, и скульптурные изваяния животных, и цветочные орнаменты. В то же время вся отделка настолько сочетается между собой, что нет ни одного элемента, который можно было бы отделить от общего художественного ансамбля.
Декоративное блюдо. Артель «Мурава», А.В. Филиппов
Этот заказ даёт молодым художникам дорогу в «большое» творчество. На протяжении последующих 8 лет «Мурава» держит первенство в области изготовления керамики. Мастерская выполняет работы по украшению зданий изразцами, созданию невероятной красоты карнизов и керамических панно, изготовлению скульптур, фонтанов и клумб. Также занимается облицовкой каминов и печей, церковных иконостасов, создаёт предметы быта, декоративные элементы интерьера.
После прекращения существования мастерской Филиппов всё более погружается в исследования истоков русской керамики. Но его творческая деятельность как талантливого художника-керамиста не прекращается. Он только получает в свое распоряжение новые техники, развивается и совершенствует творчество. Примером этому служат его последующие работы.
Хранитель традиций русской керамики
Всё больший интерес охватывает мастера в области древнерусской керамики. В 1915 году Алексей Васильевич оканчивает Московский археологический институт. Он занимается историческими исследованиями, тщательно изучает облицовочную керамику фасадов зданий русских городов. Филиппова как ученого особенно интересует процесс сохранения исторических памятников керамического изразцового искусства, техника их реставрации. Как хранителя творческого народного наследия его возмущает столь небрежное отношение в случаях, когда изразцы покрывали масляной краской, а иногда и вовсе закрашивали побелкой или заштукатуривали. Он принимает активное участие в реставрационных работах Крутицкого терема в Москве и Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря, а также в восстановлении черепицы кремлевских башен.
В процессе изучения в качестве учёного-археолога Филиппов пишет книги по истории архитектуры и керамики. В 1938 году выходит в свет его книга «Древнерусские изразцы». В ней Филиппов систематизирует накопленные знания об орнаментах и технологиях изготовления древнерусского изразца, их связях с другими видами искусства. Эта книга первая и наиболее обширная среди себе подобных. В то же время он продолжает своё творчество художника-керамиста в лучших традициях русского изразца.
Филиппов Алексей Васильевич - исследователь и новатор
С 1934 года Алексей Васильевич Филиппов возглавляет Опытную керамическую лабораторию Академии архитектуры СССР. Параллельно он сам принимает участие в археологических раскопках. Например, в Гончарной слободе. Это позволяет ему изучать процесс изготовления керамических изделий прошлого. С помощью опытов в лаборатории он восстанавливает технологические процессы древности, которые дают возможность разнообразить изготовление изделий из керамики и в наше время.
Исследователь внимательно изучает предметы старины. Найденная керамика с трещинами, сколами и разного рода недочётами даёт широкое поле для изучения. Филиппова интересуют ошибки в производстве. В лаборатории он тщательно анализирует причины их возникновения. Заключения в этой области становятся полезными в процессе изготовления керамики для облицовки станций московского метрополитена, строительство которых активно идёт в то время. Одна из таких станций – «Маяковская».
Интересно: станция метро “Маяковская” - по-настоящему выдающееся произведение искусства. При открытии станции мозаичных панно было 35, но одно было утеряно из-за строительства гермозатвора. Станцию удостоили Гран-При на международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.
Станция метро «Маяковская», г.Москва.
В 1931 году начинается процесс массовой застройки Москвы. Лаборатория керамики занимается разработкой и совершенствованием строительных и облицовочных керамических материалов. Алексей Васильевич Филиппов принимает в этом активное участие, передавая творческое достояние прошлого в далёкое будущее.