Самобытный ярославский изразец: великолепие керамики в храмовой архитектуре

Ярославские изразцы – это отдельная ветвь развития искусства керамики. Изразцы Ярославля самобытны и узнаваемы, что связано с процессом их вхождения и использования в обиходе края. В регионе можно встретить керамику московского производства, но в большинстве своём изразцовое искусство Ярославля развивалось самостоятельно. История ярославских изразцов продиктована историей самого города и его статусом.

Ярославль – знаменитый город Золотого кольца России, насчитывающий 140 памятников архитектуры. В первую очередь он привлекает туристов красотой церковного зодчества. Именно с храмовой архитектурой Ярославля неразрывно связано и его неповторимое изразцовое искусство.

Страницы истории ярославского изразца

Владимиро-Суздальская Русь славилась красивейшими зданиями с белокаменной резьбой. Но ещё с конца XV века искусство мастеров-белокаменщиков в фасадном декоре Ярославля постепенно заменяется изготовлением терракотовых изразцов. При этом стены построек белятся вместе с керамическим декором. Тем самым переход к новому материалу является постепенным, и на первом этапе изразцовые фрагменты очень напоминают работу белокаменщиков.

Фото: терракотовые ярославские изразцы, Кирилло-Афанасиевский монастырь и церковь Николы Мокрого

Наибольшее развитие изразцового искусства происходит в XVII веке, в период экономического расцвета Ярославля, когда город становится купеческой столицей. Для этого есть несколько оснований. Во-первых, именно в этот период происходит воцарение рода Романовых, на царский престол восходит Михаил Федорович. Ярославские купцы получают особое положение в благодарность за поддержку ополчения в период Смутного времени. Во-вторых, город располагается в центре основных торговых путей, что обеспечивает местным купцам активную иностранную торговлю. А работа ремесленников становится востребованной в связи с возросшей ценностью изделий в качестве товара для торговли.

Город разрастается, разворачивается масштабное строительство. Ко всем прочим условиям в середине XVII века Ярославль охватывает страшный пожар, который испепеляет часть города, в том числе около трёх десятков храмов, соборов и монастырей. Купцы не жалеют средств на постройку церквей и соборов. Тем самым они выражают свою значимость и поднимают статус. Чем богаче и ярче убранство храма, тем более высокое положение в среде богатого купечества занимает благотворитель.

Фото: изразцы в фасадном декоре XVII века, церковь Иоанна Предтечи

Таким образом, наличие средств, ремесленников и спроса в своём сочетании порождает активное развитие искусства.  В архитектуру Ярославля плотно и надолго вписывается керамический фасадный декор. А ярославские изразцы приобретают свои индивидуальные черты и особое значение для искусства керамики.

Ярославские изразцы в фасадном церковном убранстве

В ярославском храмовом зодчестве применяется три вида изразцов: терракотовые рельефные, муравленые рельефные, полихромные рельефные. Удивительно, что они не заменяют друг друга полностью, как это происходит в других регионах. Красные изразцы используются в Ярославле до последней четверти XVII века, уже при широком распространении муравленых и полихромных вариантов, в то время как в других центрах гончарного ремесла ещё в середине XVI века муравленые изразцы практически полностью вытесняют терракотовые. Также некоторые храмы украшаются уже после постройки, благодаря чему на одной стене могут встречаться изразцы разных времён.

Первый храм Ярославля, который был украшен изразцами – церковь Рождества Христова. Строительство каменного здания храма начинается ещё в 1635 году на месте старой деревянной церкви по инициативе и при денежном обеспечении купцами братьями Назарьевыми. Но на грандиозное строительство было недостаточно средств. Поэтому окончено возведение было уже спустя почти 10 лет при содействии сыновей одного из братьев. Фасадный декор выполнен из поливных рельефных изразцов различной формы. Особенностью  изразцовой отделки является храмозданная надпись, увековечившая в керамике имена купцов-заказчиков.

Фото: фасадные изразцы Ярославля, церковь Рождества Христова

Фото: керамическая храмозданная надпись, церковь Рождества Христова

Муравленые и полихромные изразцы украсили также стены церкви Михаила Архангела. Архитектура и фасадный декор здания довольно сдержаны, ведь строительство её производилось на деньги прихожан.  Изразцовые вставки оформлены в виде кессонов, когда отдельные изразцы утоплены в квадратные углубления. Именно такой способ использования керамической плитки приходит на смену белению.

Фото: керамика в декоре крыльца, церковь Михаила Архангела

Фото: кессоны с ярославской изразцовой плиткой, церковь Михаила Архангела

Аналогичный способ украшения фасада изразцами используется для жемчужины ярославского зодчества – церкви Иоанна Предтечи. Строительство здания проводилось в течение 16 лет за счёт средств и силами жителей Толчковской слободы. Ярославская изразцовая плитка очень гармонично совмещается с фигурным кирпичом, выгодно выделяя здание среди десятков других храмов.

Фото: фрагмент фасадной отделки, церковь Иоанна Предтечи

Ещё один из самых прекрасных храмов Ярославля – церковь Иоанна Златоуста. Появлением церкви мы обязаны Ивану и Фёдору Неждановским. Храмовый ансамбль из двух зданий (зимней и летней церкви) представляет собой не только памятник русской архитектуры, но и поражает великолепием богатейшей керамической отделки. Строительство церкви заканчивается к середине XVII века, для изразцовой облицовки используется полихромная керамика.

Фото: изразцовые фризы, церковь Иоанна Златоуста

При переходе к полихромным изразцам немного трансформируются и изображения. Широко использовавшийся доселе сюжетный рисунок заменяется в большинстве своём цветочными розетками и изображениями различных птиц. Зачастую это не просто красивые изображения, ярославские изразцы богаты символами со значением. Подробно мы уже останавливались на символизме русской орнаменталистики. Изменяется и способ оформления фасадного изразцового декора: отдельные плитки сплетаются в единый орнамент, опоясывающий здания или формирующий оконные наличники.

Фото: изразцовый оконный наличник, церковь Иоанна Златоуста

Мы рассмотрели малую каплю в море изразцового искусства Ярославля. К счастью, множество памятников керамической отделки уцелело до сегодняшнего дня. Ярославские изразцы являются символом и гордостью региона. Копии изразцов Ярославля как сувениры продаются в городе, что говорит о неугасающем интересе людей к прекрасному наследию.

Сочетание содействующих факторов и обстоятельств в совокупности с высоким мастерством керамистов помогло расцвести целому направлению. События цепочкой вели к превращению ремесла в искусство и формированию собственного стиля. Яркость красок, выразительность рельефов и разнообразие рисунков берётся за образец художниками даже сегодня. Купить ярославские изразцы можно как для фасадного декора, так и для облицовки каминов и печей не только в Ярославле, но и в других регионах России.