
Мозаика в опытно-конструкторском бюро А.Н.Туполева
Мозаика в советскую эпоху
Мозаика – это особый вид декоративно-прикладного искусства, который известен людям с древних времен. Когда-то для создания панно использовались камни, ракушки и даже кусочки костей животных. В процессе развития мозаичного искусства мастера стали использовать глазурованную керамическую плитку и смальту (специальные непрозрачные плиточки из стекла).
Мозаичные панно советского периода – это своего рода визитная карточка государства. Это повседневность в искусстве и искусство повседневности. Творения мастеров мозаики насквозь пропитаны духом времени. Причиной тому – течение социалистического реализма в искусстве СССР, которое полностью подчинялось законам правящей партии и соответствовало задачам социалистического строя.
Отражение советской идеологии в искусстве
Искусство, культура, наука советского периода в преобладающей массе носит идеологический характер. Суть влияния такова. Основная пропагандируемая идея – дорога к «светлому будущему». Путь к его достижению лежит через сплочение людей и вклад каждого в общую идею, словно соединение маленьких цветных осколков в мозаичное панно. Существует строгая система ценностей, пропагандируемая партией. Отклонение от установленной системы приоритетов считается инакомыслием и воспринимается как враждебное мировоззрение.
Следовательно, все сферы жизни заключены в строгие рамки и подвергаются сильному давлению со стороны государства. Но, как ни странно, развитие науки и культуры продвигается быстрыми темпами. Причин этому несколько. Во-первых, двоякость взглядов. Произведения появляются, как со стороны сопереживающего человека, чувствующего свою долю участия, так и со стороны протестного восприятия советского режима. Во-вторых, наука, культура и искусство, заключенные в границы допустимого, получают значительную поддержку государства. Так, для широкого использования мозаичных панно на фасадах зданий строятся целые смальтовые заводы.
Интересный факт: процент неграмотного населения в Российской империи составлял более 70% - страна стояла последняя в списке европейских стран по показателю грамотности. Через несколько лет после установления советской власти ситуация радикально изменилась: процент грамотных людей в стране перевалил за половину.
В мозаике можно увидеть те же принципы влияния. Религиозные сюжеты перетекают в идеологические. Наступает уход от эгоцентризма. Теперь человек – это часть коллективного. Видна перестановка приоритетов. Семья – ячейка общества, то есть также часть целостной системы. А женщина не только мать и хранительница очага, но и активный строитель коммунизма. Достаточно вспомнить созданный Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в повести «Собачье сердце» сатирический образ Вяземской – члена домоуправления и заведующую культотделом дома.
Наиболее интересные мозаичные произведения эпохи соцреализма
Преимущественно мозаичные сюжеты социалистического реализма изображают героев труда, воинов-освободителей, космонавтов, спортсменов, пионеров и колхозников.
Одним из самых символичных мозаичных панно можно назвать произведение на здании ДК химиков в городе Балаково. Сюжет представлен в виде лодки, в которой вместе плывут люди разных поколений и профессий. То есть мы видим всеобщее единение на пути к общей цели.
Важное место в СССР занимает спорт. Физическое воспитание является составляющей всестороннего развития личности. Существует целая программа, чтобы нести спорт в массы, при содействии профсоюзов и комсомола. Что касается профессиональной спортивной деятельности, то тут цифры говорят сами за себя. За период участия в Олимпийских играх (по 18 зимних и летних игр) спортсмены СССР в общем зачёте не опускаются ниже второго места. Эта неотъемлемая часть советской жизни также получила отражение в мозаике.

Мозаичное панно «Волга – русская река», 1966 год

Мозаичное панно «Хоккеисты». 1959-1960 гг.

Мозаичное панно «Эстафета» 1972 г.

Мозаичное панно «Космос и научно-технический прогресс», 1984 г.
Советский Союз также держит первенство во всемирной гонке по освоению космоса. В Казахской ССР строится первый и самый большой в мире космодром «Байконур». В мозаичных сюжетах не обойтись не только без изображений покорения космоса, но и без главного героя-космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина.

Мозаичное панно «Юрий Гагарин»

Мозаичное панно «Встреча гостей», 1964г.
В мозаике соцреализма также часто встречается сюжет единства народов, как символ огромного многонационального государства.

Мозаичное панно, Дворец пионеров, 1965-1967 гг.
И, конечно, нельзя обойти стороной мозаику, изображающую повседневную жизнь советского гражданина. Тут можно встретить и церемонии бракосочетания, и радость в стенах роддомов, и картины из беззаботного детства.

Фрагмент мозаичного панно, (РСФСР)

Фрагмент мозаичного панно, РСФСР
Когда речь идёт о мозаике, то важно упомянуть о самом великом творении советского времени в этом виде искусства. Величественное произведение под названием «Карта индустриализации СССР», появившееся в 1937 году. Панно размером более 27 квадратных метров собрано из почти 50 000 фрагментов. Для его изготовления использовались драгоценные и полудрагоценные камни, среди которых рубин, изумруд, аквамарин, топаз, яшма, лазурит.

Фрагмент мозаичного панно «Карта индустриализации СССР». 1936-1937 гг.

Мозаичное панно «Карта индустриализации СССР». 1936-1937 гг.
Что для современного человека “мозаика соцреализма”
Кто-то говорит о том, что эти произведения появлялись из-за большой оплаты подобной работы в то время. Кто-то рассуждает, что мозаика создавалась по чётким указаниям партии. Но немало людей отметят, что зачастую в работах мастеров просматривается любовь к Родине и гордость за неё, стремление внести свой вклад и поставить свою печать на страницах истории.
Разноцветные панно можно встретить и сейчас во всех странах бывшего Советского Союза: на фасадах жилых домов, магазинов и школ, на обычных пригородных остановках и на станциях метрополитена, в декоре санаториев и домов отдыха, а также в холлах гостиниц советских времен, научных институтов и даже больниц. Это не только вековые произведения искусства, но и напоминание об истории, жизни людей того времени, их идеалах, стремлениях и образе мыслей.