Меню
8 (800) 555-80-32
+7 (995) 000-11-33

Изразцы святых стен – творения Степана Полубеса

Керамика Покровского храма в Измайлово, работа Степана Полубеса

Керамика Покровского храма

«Золотое» время для новой эпохи изразца

     Изразец проходит новый этап развития в 17 веке. Это период переплетения значительных изменений в архитектуре, религии, социальном укладе жизни. Всё больший вес набирает культ образования и культуры. При этом подъем искусства плотно соприкасается с народным творчеством.  

     В архитектуре происходит переход от строгих форм и практичности к изысканности линий, яркости красок и обилию декоративных элементов. В обществе явственно видно расслоение, укрепляются позиции боярского и купеческого сословия. Благодаря представителям богатого слоя общества  строительство приобретает массовый характер. В интерьере привилегия отдается цветочным орнаментам. Отделка керамическими изразцами, каменными и деревянными барельефами становится признаком богатства, неотъемлемой частью убранства домов.

изразцовая печь в доме купца Гутмана. 17 век

дом купца Гутмана. 17 век

изразцовая печь 17 века, Новодевичий монастырь

изразцовая печь 17 века

     В этот период происходит пересечение светского и религиозного. Церковь, не желая потерять своё влияние, признает воздействие искусства на людей. В связи с этим активно ведётся строительство новых храмов, фасадное убранство которых приобретает совершенно иной вид. Из внутреннего декорирования рельефные полихромные изразцы повсеместно перебираются на фризы зданий, а иногда и полностью облицовывают стены. Именно в это время берет начало возведение Ново-Иерусалимского монастыря, который должен стать копией святых мест Вифлеема и Иерусалима, под руководством патриарха Никона. 

     Интересно:  Новоиерусалимский монастырь был заложен патриархом Никоном в 1656 году с целью воссозданию комплекса святых мест Палестины. До сих пор сохранившуюся уникальную постройку вместе с её изразцовой облицовкой можно увидеть в городе Истра в Московской области. 

Как Степан Полубес попадает в Россию

     В ходе русско-польской войны лучшие белорусские народные мастера (на тот момент Великого княжества Литовского) перевозились в Россию представителями знати в свои уделы. Одним из таких ремесленников был Степан Иванов по прозвищу Полубес, вывезенный из взятого Мстиславля князем-воеводой Алексеем Никитичем Трубецким.

     Князь, твердый приверженец православной веры, принимает активное участие в строительстве и восстановлении храмов. В связи с этим он «передает» Степана Полубеса патриарху Никону в изразцовую мастерскую для создания убранства Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Строго следуя всем чертежам Вифлеемского храма при возведении собора, Никон дает полную свободу творчества в облицовке фасада изразцами. Тут берет свое начало игра красок, теней и рельефа творений великого мастера изразцового дела.

 

Изразцовый узор «Павлинье око» работы С. Полубеса на аспиде Воскресенского собора

Изразцовый узор «Павлинье око» на соборе

Новаторство Степана Полубеса в изразцовой облицовке

     Вклад мастера в искусство изготовления, росписи изразцов и облицовки ими легко рассмотреть, изучив наиболее известную его работу. Таковой является широкий фриз с цветочным орнаментом, получившим название «павлинье око». Название ему дает сходство с окраской павлиньего хвоста.

 

Изразцовая отделка работы С.Полубеса на фасаде Собора Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово

Изразцовая отделка на фасаде Собора Покрова Пресвятой Богородицы

     В первую очередь Степан Иванов вносит яркость, контрастность  и сочность красок в роспись изразцов. Он использует синюю, жёлтую и зелёную эмаль для создания узора. До появления белорусских мастеров на Руси используются зелёные изразцы (муравленые).

     В орнаменте знаменитого фриза преобладают растительные мотивы. В то время, как правило, роспись изразцов имела в основе сюжетные изображения. В керамической облицовке впервые появляется раппортная композиция, ритмично повторяющая элементы узора. 

     И основная особенность этого творения – многоуровневость. Это не просто рельефное изображение: некоторые элементы узора возвышаются над плоскостью изразца на разную высоту, а некоторые – углубляются. Степан Полубес учитывает игру света и тени, срезая края элементов орнамента под разным углом. Это обеспечивает рисунку гармоничность, придаёт мягкость переходов в самом орнаменте и в то же время добавляет четкости краям барельефа.

     Знаменитый узор мастер повторяет в оформлении Храма Григория Неокесарийского, Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове, Иосифо-Волоколамского монастыря, привнося некоторое разнообразие в цвет и форму.

 

     Эти произведения не столь великолепны, как изразцовый пояс Воскресенского храма, но по-своему прекрасны и заслуживают внимания. Степан Полубес создаёт неповторимые убранства фасадов зданий Крутицкого теремка, Святых ворот с надвратной Петропавловской церковью, отдельными изразцами украшает Солотчинский монастырь. Многие шедевры в облицовке зданий, выполненные Степаном Полубесом и другими мастерами прошлого, сохранились и до сегодня.

 

Изразец из 17-го века в наши дни

     Народные традиции доносили до наших дней и совершенствовали технологии создания керамического изразца. В наше время наблюдается  процесс обратного возвращения керамических украшений из экстерьеров в интерьеры помещений. Они, как и в прошлые века, придают дому роскошь и неповторимый шарм. Как правило, изразцы ручной работы используются для облицовки каминов и печей. Многообразие орнаментов и вариантов росписи изразцов дают возможность гармонично вписывать их в различные стили.

     Сегодня не приходится полагаться лишь на вдохновение мастеров. Компания CeramicaDecor не только делает возможным выбор нужных изразцов из массы вариантов в каталоге на этапе разработки проекта интерьера, но и предоставляет реалистичный 3D-эскиз готового камина, печи или портала. Наши профессиональные мастера вложат душу и отдадут тепло своих рук для воплощения своих шедевров так, как это делали когда-то знаменитые белорусские ремесленники.

 

     

Наши работы на карте

Popup content