Замок в Блуа
Великолепие замков Франции
Долина реки Луары известна под названием «Сад Франции». Это название она получила по причине расположившихся здесь в невероятном своём великолепии резиденций королевской власти эпохи Возрождения, построенных ещё во времена Средневековья. Замки Луары – это архитектурно-исторические памятники Франции. Концентрация выдающихся построек в этом регионе оправдывает занесение долины в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
На правом берегу реки, в самом сердце города Блуа, расположился замок с одноимённым названием. Королевский замок Блуа, самый большой по площади из замков Луары, представляет собой книгу под открытым небом по истории архитектуры и искусства Франции. Её страницы начинаются с ранних готических элементов и пополняются другими стилями вплоть до XVII века, что обусловлено его статусом любимой резиденции разных поколений французских королей. В настоящее время можно выделить три отдельных крыла замка, где смешиваются готический стиль, ренессанс и барокко. Это разнообразие пережитых эпох также отражено и в стилях облицовки каминов, каждый из которых не просто обогревал отдельный зал замка, но и служил величественным элементом интерьера.
Отражение истории замка Блуа в каминной отделке
Средневековые крепостные стены, выстроенные в X веке графом Тибо, в XIV веке были куплены герцогом Орлеанским, сыном коронованного Карла V. Но лишь столетие спустя, благодаря его коронованному внуку Людовику XII, замок Блуа начал приобретать свои черты. По приказу Людовика XII и Анны Бретонской, его супруги, начинается реставрация центрального крыла, оформление комнат выполняется преимущественно в готическом стиле. Камины этого крыла принадлежат работе Луи Делькро.
Зал генеральных штатов – старейшее помещение в готическом стиле. В нём расположился монументальный камин, который сохранил свои массивные очертания в строгих геометрических формах. Роспись выполнена во время реставрации в XIX веке в соответствии с историческими источниками и традициями того периода, с использованием геральдической символики, свойственной готическим каминам.
Интересно: геральдика появляется в Средние века: это был особый язык, на котором умели разговаривать все люди знатного происхождения. Все элементы были очень важны и несли свой собственный уникальный посыл: особый смысл имел каждый цвет, каждый материал, каждая форма щитов и шлемов и каждый декоративный элемент
Камин в Зале генеральных штатов, XIV век
Фрагмент камина с геральдической символикой, XIV век
В другом зале взгляд притягивает к себе камин, украшенный золотыми инициалами Людовика XII и Анны Бретонской, а также «коронованным» дикобразом. Это животное является эмблемой рода Орлеанских, к которому принадлежит Людовик XII. Дикобраз служит олицетворением девиза "Cominus et eminus" («Близко и издалека»), поскольку считалось, что это животное может не только ранить своими иглами при соприкосновении, но и бросать их на расстоянии.
Камин с барельефным декором, XIV век
В начале XVI века Клоде де Франс, дочь Анны Бретонской и Людовика XII, и Франциск I, вступивший на престол после кончины Людовика XII, принимаются за возведение нового крыла в духе эпохи Ренессанса. Камины, украшающие помещения, обретают черты, свойственные стилю. В этой части замка камины отличаются богатством декора, который включает в себя золотые рельефные орнаменты, скульптурные детали, тонкую роспись с множеством деталей.
В этом крыле замка практически везде можно встретить саламандру, извергающую огонь или охваченную им. Это эмблема Франциска I, сопровождаемая девизом "Nutrisco et extinguo" ("я питаю его [огонь], и я гашу его"). Так дымоход одного из самых красивых каминов этого крыла, расположенного в Зале Советов, украшает золотая саламандра в виде барельефа.
Камин в Зале короля, XVI век
Зал короля вместил в себя в полной гармонии два камина – редкие и особо ценные элементы интерьера, созданные во время строительства в 1515-1520 годах. Их декор сохранился в первозданном виде, восстановлению подлежало лишь цветовое оформление, которое было выполнено при реставрации 1845 года с небольшим усилением сочности оттенков. Камин с эмблемой Франциска I в виде саламандры и эмблемой его супруги Клод де Франс в виде горностая является наиболее впечатляющим и одним из самых больших во всём замке.
Второй камин более «лёгкий», вся конструкция словно держится на двух колоннах. Перекликаясь с первым камином, мастера также использовали в оформлении эмблемы Франциска I и его супруги в сочетании с итальянскими мотивами в виде канделябров, маленьких ангелочков, растительного орнамента и гирлянд. Арочные формы отчётливо подчёркивают принадлежность камина к эпохе Ренессанса.
В 1536 году на престол вступает сын Франциска I – Генрих II. На этот момент он уже состоит в браке с Екатериной Медичи. Их жизнь в замке также получила отражение в его стенах. В этот период возводятся камины в стиле барокко и маньеризма, украшенные монограммами Генриха II и Екатерины Медичи в виде букв «H» и «C».
Реставрация каминов замка Блуа
Красота замка Блуа и его каминов радует посетителей благодаря восстановительным работам. Первые работы проводились в 1534-1535 годах по инициативе Франциска I. Несмотря на то, что король после смерти супруги никогда больше не обитал в замке Блуа, он не оставил его без внимания.
Камин в Кабинете Екатерины Медичи, XVI век
Камин в Зале короля, XVI век
Самые масштабные реставрационные работы были проведёны в XIX веке. По решению городских властей, после признания замка памятником истории и архитектуры, в 1845 году начинается восстановление крыла Франциска I, а затем и крыла Людовика XII – в 1865 году. Для проведения реставрации был выбран архитектор Феликс Дюбан. Работа проводилась на основе плана, созданного им в соответствии с историческими источниками, гравюрами, картинами и рисунками интерьеров замка. Восстановительные работы керамических элементов в облицовке каминов выполнял мастер Жюль Лебвиц. Замок Блуа пережил последнюю реставрацию в последнем десятилетии прошлого столетия, Зал генеральных штатов – в 2007 году.
Королевский замок Блуа сегодня – это архитектурно-исторический памятник с более чем 35 000 произведений и коллекций, который также служит павильоном для временных экспозиций. Камины с их разнообразием стилистики исполнения, богатством и красотой декора, историческим и художественным содержанием, признаны одним из наиболее значимых эстетических достояний этого замка.